14.03.2005. Коммерсант. До денег военной ипотеки допустят немногих
До денег военной ипотеки допустят немногих
Как стало известно Ъ, Минэкономразвития отправило на межведомственное согласование список требований по отбору управляющих компаний на размещение средств военной ипотеки. Требования столь строги, что участвовать в тендере на управление 1 млрд рублей смогут не больше десятка компаний. Впрочем, участники рынка уже готовы к лоббистской схватке за очередную порцию бюджетных средств.
Согласно закону "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" , ежегодно из федерального бюджета на персональные накопительные счета военнослужащих будут перечисляться взносы. В этом году сумма каждого взноса составит 37 тыс. рублей. В будущем взносы будут индексироваться в зависимости от уровня инфляции. Основная составляющая закона - инвестирование накоплений военных будет осуществляться управляющими компаниями, отобранными на специальном конкурсе.
Закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" вступил в силу 1 января этого года. Однако для его фактической реализации необходимо разработать и принять свыше десяти нормативных актов. Самый принципиальный из них - "Правила организации и проведения конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих". Его разработка получена Минэкономразвития. По сведениям Ъ, министерство уже разослало первую редакцию этого документа на межведомственное согласование. Она оказалась и в распоряжении Ъ. Документ определяет, кто и на каких условиях получит доступ к управлению накоплениями военных.
Согласно проекту постановления, главным критерием, отсеивающим большинство участников рынка доверительного управления, является наличие опыта работы свыше пяти лет. При этом точкой отчета считается не дата получения лицензии, а заключение первого договора доверительного управления. Более того, аналогичный опыт работы, подкрепленный соответствующим аттестатом, должны иметь не менее пяти сотрудников управляющих компаний и их топ-менеджеры. Минимальная сумма средств под управлением компаний должна составлять не менее 800 млн рублей. Остальные требования касаются деятельности компании - отсутствие убытков и задолженностей перед бюджетом, применения санкций в виде аннулирования лицензий, процедур банкротства (подробнее см. справку) .
Количественным требованиям, по данным Ъ, соответствует не больше 18 управляющих компаний из почти 200 существующих. Однако, по оценкам участников рынка и регулирующих органов, реально к конкурсу с таким набором требований может быть допущено не больше десяти компаний. Согласно закону, число победителей конкурса должно быть не меньше трех. Окончательное число компаний, которым достанутся деньги военных, будет определено накануне конкурса.
Цена вопроса для управляющих компаний - более 1 млрд рублей в этом году. При этом с каждым годом число участников накопительно-ипотечной системы будет увеличиваться: по оценкам законодателей, через 20-30 лет их будет порядка 700 тыс. человек. Соответственно, суммы, которые будут передаваться управляющим компаниям, превысят 10 млрд рублей ежегодно. При этом проект не сопровождается затратами на привлечение клиентов, рекламу, заключение договоров. То есть все то, что сделало пенсионную реформу, с которой скопирована инвестиционная составляющая военно-накопительной системы, убыточной для большинства участников рынка.
Многие участники рынка отметили, что ситуация напоминает 2002 год, когда МЭРТ разрабатывал требования к конкурсу среди управляющих компаний на участие в пенсионной реформе. Тогда первые редакции требований были крайне жесткими, поскольку речь шла о сотнях миллиардов рублей. Однако впоследствии документ сильно изменился. Благодаря лоббистским усилиям участников рынка, к управлению пенсионными накоплениями допустили 55 компаний. Поэтому вполне вероятно, что в ходе межведомственных согласований документ станет более либеральным. Правда, в случае с военной ипотекой речь идет о менее значительных деньгах, а значит, число компаний вряд ли превысит пять-шесть.
Не удивительно, что мнения участников рынка по поводу конкурсных требований разделились. Компании, показатели которых соответствуют проекту требований, считают их вполне разумными. "Все совершенно справедливо,- рассуждает президент УК 'Тройка Диалог' Павел Теплухин.- Надо учитывать опыт работы с крупными деньгами, при этом этот опыт должен перекрывать как периоды роста, так и падения. Не менее важны требования к сотрудникам с опытом работы в конкретной компании. Ведь если часто меняются портфельные менеджеры, теряется навык работы. Хотя название компании остается красивым". Аналогичного мнения придерживается и замгендиректора УК "Уралсиб" Наталья Плугарь: "Опыт - основной критерий оценки. На этот рынок не должны входить все желающие - это государственные деньги. При этом, в отличие от пенсионного проекта, здесь четкая формула управления, меньшие политические риски и затраты на развитие".
Между тем, большинство управляющих компаний готовятся к лоббистской схватке за смягчение условий допуска к военному конкурсу. "Критерии имело бы смысл поправить, сделав их более рыночными,- считает гендиректор УК 'Капиталъ' Алексей Шкрапкин.- Мы, например, всегда ориентировались на работу с резервами НПФ и страховых компаний. Абсурдно, что, не имея достаточного опыта работы с ПИФами, мы не можем претендовать на участие в этом проекте". "Разработчики проекта погорячились с требованием к опыту работы: в законе установлено, что в пакет конкурсных документов должна входить внутренняя документация компаний за последние три года",- полагает вице-президент "Атона" Вадим Сосков.
Так или иначе, этот документ должен быть утвержден, согласно поручению правительства, до конца марта. Опрошенные Ъ чиновники министерств и ведомств отказались от официальных комментариев. Но, по сведениям Ъ, некоторые из них, в частности, Федеральная служба по финансовым рынкам и Минфин, уже готовят свои замечания к проекту, выступая за снижение количественных критериев.
Лиза Ъ-Голикова