Аналитика

Технические решения в системе персонифицированного учета для целей пенсионного страхования

Технические решения в системе персонифицированного учета для целей пенсионного страхования

  1. Введение.
    Персонифицированный учет в России начал действовать с 1996 года. Он был спроектирован и реализован как система информационного обеспечения государственного пенсионного страхования, т.е. как система представления достоверных сведений для назначения пенсий. Прежняя система со справками о заработке и трудовыми книжками, прекрасно себя проявившая в условиях социалистической экономики, стала давать существенные сбои в экономике рыночной. Уже в 1995 году доля ошибочных документов среди выборочно проверенных справок о заработке составляла 15%, в 1998 году – 30%. На практике это означало, что пенсионный закон не выполняется.
    Выходов из сложившейся ситуации было три:
  2. Многократно (в 10-20 раз) увеличить штат проверяющих
    сотрудников Пенсионного фонда или собесов, что экономика
    страны просто не могла себе позволить;
  3. Вообще отказаться от дифференциации пенсий (одинаковая
    пенсия всем пенсионерам), что недопустимо по соображениям социальным и политическим;
  4. Перестроить отношения в системе работник – работодатель –
    пенсионная система таким образом, чтобы представление
    искаженных сведений было экономически невыгодно. Персонифицированный учет – это именно третий путь. При этом
    подходе достоверность информации обеспечивается за счет увязки назначения пенсии с уплатой страховых взносов. Примечательно, что эту увязку удалось осуществить даже без существенного изменения действовавшего в то время пенсионного законодательства. Достаточно было объяснить работодателям, что представляемые ими сведения о заработке их работников, вопервых, будут жестко сверяться с начисленными суммами страховых взносов, а во-вторых, что именно по данным, прошедшим этот контроль, будут назначаться пенсии.
    Работа по подготовке к внедрению системы персонифицированного учета шла по нескольким направлениям:

· разработка документооборота между работодателями,
застрахованными лицами и Пенсионным фондом;
· разработка технологии использования данных, собранных в
ходе персонифицированного учета для контроля за правильностью сбора страховых взносов и назначения пенсии;
· определение порядка применения средств вычислительной
техники Пенсионным фондом в ходе ведения персонифицированного учета;
· выбор архитектуры компьютерной системы и используемых
платформ;
· выбор средств разработки приложений;
· разработка плана внедрения системы на всей территории
России.
Внедрение системы персонифицированного учета выполнялось в
три этапа:
· регистрация застрахованных лиц в системе государственного
пенсионного страхования, в ходе которой на каждое g`qrp`unb`mmne лицо открывается индивидуальный лицевой счет, которому присваивается уникальный страховой номер, а застрахованному лицу вручается страховое свидетельство с этим номером;
· сбор сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, в
ходе которого работодатели представляют сведения о трудовом стаже и заработке каждого своего работника, а Пенсионный фонд включает эти данные в лицевые счета застрахованных лиц и

контролирует на основе этих данных правильность уплаты страховых взносов;
· использование лицевых счетов для назначения пенсии
застрахованным лицам.
Настоящий документ посвящен в основном вопросам, связанным
с идентификацией застрахованных лиц, обеспечением
достоверности сведений, хранящихся на лицевых счетах, а также проблемам обеспечения режима конфиденциальности этих сведений.

  1. Идентификация застрахованных лиц
    2.1. Порядок регистрации
    Регистрация застрахованных лиц в системе персонифицированного учета выполняется на основании Анкеты застрахованного лица, в которой указываются:
    · Фамилия
    · Имя
    · Отчество
    · Пол
    · Дата рождения
    · Место рождения
    · Адрес
    · Паспортные данные: номер паспорта, дата выдачи
    Все поступившие в Пенсионный фонд анкеты вводятся в
    вычислительную систему, которая имеет три уровня:
    · Центральный сервер системы
    · Региональные серверы
    · Районные серверы
    Таким образом архитектура вычислительной системы повторяет
    административную структуру Российской Федерации.
    Анкета застрахованного лица поступает в районный офис Пенсионного фонда, где она вводится в районную базу данных. В соответствии с регламентом районный сервер один раз в сутки соединяется по коммутируемому каналу связи с региональным сервером и передает все вновь введенные данные, в том числе и анкету, о которой идет речь. Региональный сервер передает эту анкету в ходе сеанса связи с центральным сервером в центральную базу данных. Центральный сервер на основании анализа данных, содержащихся в анкете, и сведений, хранящихся в регистре застрахованных лиц, принимает решение о том, было ли лицо, заполнившее анкету, ранее зарегистрировано. Если анкета представлена впервые, создается лицевой счет, ему присваивается новый страховой номер и этот номер передается по каналам связи в региональный сервер, а оттуда – в районный. В районе распечатывается страховое свидетельство и выдается застрахованному лицу.
    Решение о том, было ли застрахованное лицо ранее зарегистрировано, принимается только на центральном уровне, поскольку именно на центральном уровне хранится полный регистр g`qrp`unb`mm{u лиц. Решение принимается, как правило, автоматически, но в сложных ситуациях к решению подключается оператор.
    Алгоритм принятия решения следующий:
    · В регистре застрахованных лиц выполняется по фамилии,

имени, отчеству и дате рождения; если информация отсутствует, система автоматически принимает решение о создании нового лицевого счета и присвоении этому счету очередного страхового номера;
· если лицевой счет с указанными данными найден,
выполняется проверка совпадения места рождения и паспортных данных; если они совпадают, система автоматически принимает решение о повторной регистрации и возвращает в район прежний страховой номер;
· если место рождения, указанное в анкете, отличается от
того, которое указано в лицевом счете, либо различаются паспортные данные, анкета передается на "ручное" решение;

· ручное решение принимает оператор, который может
отследить различные варианты написания одного и того же места рождения, проанализировать адрес, записываемый в анкете в произвольном виде; результатом ручного решения может быть:

- первоначальная регистрация (формирование нового лицевого счета с новым номером);
- повторная регистрация (возврат прежнего номера);
- предположительно повторная регистрация: она возникает в случае, когда даже человек, принимающий решение, не может однозначно определить, какая из указанных выше ситуаций имеет место; в этом случае система формирует Запрос уточнения сведений, который выдается застрахованному лицу с тем, чтобы это лицо подтвердило или опровергло факт предыдущей регистрации.
Для того, чтобы снизить число документов, требующих ручного решения, существуют правила заполнении Анкеты застрахованного

лица, которые требуют единообразного заполнения всех реквизитов, кроме адреса. В день на ручное решение приходит около 400 документов, по которым один оператор принимает решение в течение рабочего дня.
2.2. Структура страхового номера
Система присвоения страховых номеров должна обеспечивать
выполнение следующих требований:
1) Каждый регистрируемый человек должен иметь страховой
номер.
2) Страховой номер должен быть уникален в пределах Россий
ской Федерации.

  1. Страховой номер не должен меняться со временем.
    Существуют два принципиально отличающихся друг от друга под
    хода к определению структуры страховых номеров:
    1) Использовать в качестве страхового номера один или комби
    нацию нескольких реквизитов человека. Например, включить в но мер дату и код места рождения, фамилию и/или имя застрахованного лица и т.д.
    2) Искусственно формировать страховой номер, никак не свя

зывая его с анкетными данными человека. Так поступают при выда че паспорта: в России его серия и номер уникальны и никак не связаны с его содержимым.
На практике наибольшее распространение получили различные
компромиссные варианты.
Преимущества первого и компромиссного вариантов:
· номер является "говорящим", т.е. из номера можно извлечь
некоторые сведения о его обладателе;
· номер легко запоминается: как правило, человек всегда зна
ет дату своего рождения и пол, может вспомнить место реги
страции, так что остается запомнить только несколько цифр по рядкового номера.
Недостатки этих вариантов:
· структура не обеспечивает выполнение требования о неизме
няемости страхового номера, поскольку любой из анкетных рекви зитов (даже дата рождения!) может быть изменен; в этом случае придется либо разрабатывать и применять специальную процедуру перерегистрации с изменением номера, либо иметь разные значения реквизита: одно – в номере, а другое – в лицевом счете;
· номер, помимо своей основной задачи (быть уникальным иден
тификатором личности человека), несет дополнительную нагрузку: содержит часть анкетных данных, поэтому длина его возрастает, что негативно сказывается на всех процессах подготовки данных для ввода в информационную систему
Главное достоинство второго подхода заключается в том, что номер удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям к страховым номерам.
Недостатки структуры носят технический характер:
· наличие номеров, в которых повторяется подряд одна и та же цифра, провоцирует ошибки при заполнении документов;
· при проведении массовой первичной регистрации плательщиков страховых взносов возможна ситуация, когда работники одного предприятия будут иметь идущие подряд номера, что также провоцирует появление ошибок при подготовке документов и их вводе в информационную систему.
Следует однако учесть, что поскольку недостатки структуры носят технический, а не идеологический характер, то и устра няться они могут техническими мерами. Например, отказ от ис пользования номеров с идущими подряд цифрами устраняет первый недостаток.
В связи с приведенными выше соображениями предлагается сле
дующая структура страхового номера:

  • порядковый номер - 9 цифр
  • контрольное число - 2 цифр
    Страховой номер содержит все 9 цифр, включая ведущие нули. Страховые номера, содержащий три или более одинаковых цифр,
    идущих подряд, не присваиваются.
    Для удобства чтения все цифры номера разделяются на три группы по три цифры в каждой. Контрольное число записывается отдельно после собственно номера.
    Таким образом, первый страховой номер, присвоенный системой персонифицированного учета выглядит следующим образом: 001-001-001 12, где 12 – контрольное число, рассчитанное по
    определенному алгоритму.
    9 десятичных цифр позволяют сформировать 999.999.999 различных номеров. Если исключить из этого числа номера, в которых 3 и более цифр идут подряд (например, считать недопустимыми номера вида 000.123.222), остается приблизительно 930.000.000 номеров. С учетом того, что в России проживают 150.000.000 человек, а рождаемость не превышает 2.000.000 в год, предложенной структуры "должно хватить" не менее, чем на 390 лет.
    2.3. Лицевой счет и личное дело.
    До внедрения персонифицированного учета проблема
    длительного хранения и обработки документов, содержащих данные о пенсионных правах застрахованных лиц, перед Пенсионным фондом не стояла. Это объясняется тем, что в соответствии с законодательством, сведения о стаже заносились в трудовые книжки работников, которые предъявлялись в орган, назначающий пенсию в момент обращения за пенсией, а сведения о стаже представлялись в виде справок, также выдаваемых работодателем работнику и предъявлялись работником вместе с трудовой
    книжкой. Таким образом, пенсионный орган сразу получал все необходимые документы, которые и объединял в личное дело пенсионера.
    С внедрением персонифицированного учета ситуация изменилась. Теперь Пенсионный фонд должен сам группировать все сведения о застрахованном лице, поступающие в течение десятков лет от разных работодателей, располагающихся в разных районах и регионах страны. Сегодня основной формой представления документа в России является бумажный документ, заверенный печатью организации.
    Организация ведения 70 миллионов личных дел, информация в которые поступает в 2500 районных офисов от 6 миллионов работодателей потребовала бы неоправданного увеличения штатной численности и затрат Пенсионного фонда. Поэтому было принято решение, что объединение всех сведений о застрахованном лице осуществляется только средствами компьютерной системы, которая поддерживает ведение Лицевых счетов застрахованных лиц. В то же время первичные документы, представленные работодателями, хранятся в архивах по месту представления в Пенсионный фонд, сгруппированные так, как они были представлены работодателями. При этом каждый документ получает уникальный системный
    (входящий) номер. Этот номер обязательно содержится в каждой "строке" лицевого счета и позволяет при необходимости
    установить архив, в котором хранится исходный документ, и разыскать в этом архиве сам документ.
  1. Достоверность сведений
    Поскольку сведения о трудовом стаже и заработке застрахованных лиц, хранящиеся в их лицевых счетах, используются для назначения пенсии, вопрос обеспечения
    достоверности этих сведений является основным вопросом системы персонифицированного учета. Тот факт, что с 1 января 2002 года пенсия определяется не заработком, а уплаченными страховыми взносами, не сильно влияет на принципы ведения
    персонифицированного учета и методы обеспечения достоверности представляемых работодателем сведений.
    Для решения вопроса достоверности сведений о заработке (взносах) застрахованного лица разработан и применяется
    комплекс организационных и технических мероприятий.
    До сих пор достоверность сведений о стаже и заработке отслеживалась независимо. Это было связано с
    особенностями прежнего Российского пенсионного
    законодательства, которое ориентировалось на учет не страхового, а трудового стажа (в новом законодательстве понятие страхового стажа введено, но целый ряд вопросов по его установлению еще законодательно не урегулирован). Кроме того, даже новое пенсионное законодательство сохраняет понятие пенсионных льгот, то есть досрочного выхода на пенсию лиц, работавших во вредных условиях труда, что существенно
    затрудняет проверку представленных сведений в части стажа. Последняя проблема будет снята с принятием закона о
    профессиональных пенсионных системах, который должен жестко увязать представление сведений о льготном стаже с уплатой страховых взносов.
    3.1. Достоверность сведений о заработке
    Достоверность сведений о заработке (с 2002 года – о
    начисленных страховых взносах) обеспечивается тремя способами: · сверка сведений об индивидуальных заработках работников
    организации с суммой начисленных (за период до 1 января 2002 года) страховых взносов государственного пенсионного страхования; после указанной даты сведения о заработке вообще становятся ненужными, работодатель будет указывать только суммы начисленных на заработок застрахованного лица страховых взносов, а сверяться эти данные будут с начислениями и уплатой по предприятию в целом;
    · представление застрахованным лицам сведений об их заработке (начиная с 2003 года речь пойдет о начисленных и уплаченных взносах), представленных работодателем в ходе персонифицированного учета;
    · проведение документальных проверок предприятий и
    выборочная проверка сведений о заработке (страховых взносах) застрахованных лиц по данным бухгалтерского учета.
    Эффективность этих мероприятий основана на учете
    объективных экономических интересов сторон: работодателя (предприятия), работника (застрахованного лица) и Пенсионного фонда. Интерес работодателя заключается в снижении суммы страховых взносов и, следовательно, в занижении сумм
    заработков, представляемых в ходе персонифицированного учета.

Этому интересу противостоит интерес работника в увеличении в будущем размера пенсии и интерес Пенсионного фонда в повышении сбора страховых взносов. Таким образом, Пенсионный фонд имеет "союзника" в лице работника в деле увеличения сбора страховых взносов, а в лице работодателя – "союзника" по вопросу ограничения сумм выплачиваемых пенсий.
Необходимость выборочных документальных проверок диктуется целым рядом причин, в том числе и сложностью законодательства в части начисления и уплаты страховых взносов.
3.2. Достоверность сведений о стаже
В отличие от ситуации с заработком, по вопросу
достоверности сведений о трудовом стаже, а особенно о его льготных составляющих, союзников у Пенсионного фонда нет: работодателю безразлично, какую льготу получает работник, а работнику желательно указание льготы. Довольно часто имеет место ситуация, когда работодатель, идя навстречу работнику, указывает льготу неверно. Особенно часто это происходит в спорных случаях, когда для определения льготы, которую по g`jnms имеет работник, необходимо достаточно глубокое знание пенсионного законодательства.
Таким образом, Пенсионный фонд в вопросах обеспечения достоверности сведений о стаже не имеет "союзников" и может полагаться сегодня только на систему мероприятий по контролю за представлением сведений работодателями.
Ситуация, однако, изменится, когда будут окончательно
урегулированы вопросы учета страхового стажа и принят закон о профессиональных пенсионных системах.
Сегодня Пенсионный фонд поступает следующим образом. Каждое предприятие, работники которого пользуются пенсионными льготами, представляет в Пенсионный фонд перечень "льготных" рабочих мест и справки, обосновывающие имеющиеся льготы. Пенсионный фонд проверяет этот перечень и сверяет численность индивидуальных сведений о льготном стаже с перечнем. В случае несовпадения, предприятие исправляет либо перечень, либо представленные сведения о льготном стаже.
Дополнительно к этому периодически выполняются
документальные проверки предприятий, в ходе которых выборочно проверяются сведения о стаже, в том числе о его льготных составляющих.

  1. Обеспечение конфиденциальности информации
    Информация, поступающая в систему персонифицированного учета, по закону является конфиденциальной. Это значит, что к ее обработке допускается ограниченный круг персонала: операторы обработки данных, архивные службы, лица, осуществляющие документальные проверки. Кроме того, поскольку по закону указанные сведения могут быть использованы только для целей пенсионного обеспечения, ограничен также круг организаций, которым представляются эти сведения: органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Также сведения выдаются самим застрахованным лицам по их заявлению.
    С 2003 года будет все застрахованные лица будут получать по
    почте выписки из своих лицевых счетов.
    4.1. Обработка данных
    Все сведения о застрахованных лицах, поступающие в ходе ведения персонифицированного учета в Пенсионный фонд, вводятся в информационную систему. Все сотрудники Пенсионного фонда, которые участвуют во вводе и обработке информации, имеют доступ к информации, ограниченный их функциональными обязанностями. Для разграничения доступа используются профили пользователей с персональными кодом и паролем. Поскольку в качестве серверов информационной системы используется
    компьютер AS/400 фирмы IBM, система разграничения доступа базируется на AS/400 Security.
    Порядок доступа сотрудников ПФР к информационным ресурсам персонифицированного учета регулируется особыми документами Правления ПФР.
    4.2. Представление сведений застрахованным лицам Застрахованным лицам сведения о содержании их лицевого
    счета выдаются по их заявлению. При подаче заявления застрахованное лицо предъявляет страховое свидетельство и документ, удостоверяющий личность (паспорт).
    Запрос, содержащий страховой номер, фамилию, имя и отчество
    застрахованного лица, вводится в информационную систему, jnrnp` формирует выписку из лицевого счета.
    Поскольку информационная система обеспечивает единое информационное пространство, запрос может быть представлен в любой территориальный орган Пенсионного фонда, независимо от того, в каких районах и регионах работало застрахованное лицо и, следовательно, в какие территориальные органы поступали сведения об этом лице от его работодателей.
    Выписка из лицевого счета выдается застрахованному лицу под
    роспись.
    Как уже упоминалось выше, с 2003 года начнется массовое информирование застрахованных лиц о содержании из лицевых счетов. Исполнение требований по конфиденциальности в этом случае возлагается на почту, поскольку информация рассылается заказными письмами и уже почта отвечает за доставку их непосредственно получателю.
    4.3. Представление сведений для назначения пенсии
    Для назначения пенсии сведения персонифицированного учета передаются органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, по их запросу. В запросе указывается страховой номер, а также фамилия, имя и отчество лица, обратившегося за пенсией. Запрос заверяется печатью органа пенсионного обеспечения и доставляется курьером в территориальный орган Пенсионного фонда. Сами сведения также передаются с курьером.
    Объемные характеристики.
    В течение 1996 года проходил пилотный проект внедрения системы персонифицированного учета. Он охватывал всего 4 города Российской Федерации. В этих городах были установлены 7 серверов разной мощности и 40 рабочих мест оборудованы персональными компьютерами. В ходе пилотного проекта были зарегистрированы 200 тысяч застрахованных лиц и начался сбор сведений о стаже и заработке. Сегодня в пилотных городах ведется регистрация лиц, начинающих трудовую деятельность, сбор сведений о стаже и заработке, а также назначение пенсий с использованием данных персонифицированного учета.
    В 1997 году система персонифицированного учета охватила 27 из 89 российских регионов. В этих регионах были установлены 64 районных и региональных сервера. Следует учесть, что для ускорения ввода системы в полном объеме на сегодня один районный сервер, установленный в так называемых межрайонных пунктах, обслуживает несколько районов одновременно. Число рабочих мест пользователей увеличилось до 2000. В 1997 году было зарегистрировано 20 миллионов застрахованных лиц. Начался сбор сведений о стаже и заработке в новых регионах.
    В 1998 году были подключены еще 45 регионов, в которых установлены региональные и районные сервера. Число рабочих мест пользователей, оборудованных персональными компьютерами, в течение года увеличилось на 3500. Число зарегистрированных лиц было доведено до 42 миллионов человек.
    В 1999 году серверы системы персонифицированного учета установлены в оставшихся 26 регионах Российской Федерации. В этом году должна быть завершена регистрация всех работающих граждан России.
    С 2000 года система работает в полном объеме на всей
    территории России.
    По данным Всемирного банка реконструкции и развития эффект
    от внедрения персонифицированного учета составляет 8–10% от собираемых страховых взносов.
    С.Никольский
23.09.2002

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.

См. также (1)