Рейтинг управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений

Рейтинг управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений

Прошедший 2004 год помимо всех прочих событий отметил себя в истории страны важным шагом в осуществлении пенсионной реформы. В 2004 году в соответствии с волеизъявлениями застрахованных лиц Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) переданы средства пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по конкурсу.

Большинство аналитиков изначально прогнозировало, что за один год большой революции в этой сфере не произойдет. Авторитет государственной структуры, как накопителя и распорядителя, несмотря ни на что, остается высоким. Так было в ходе создания и банковской системы, и страховой системы. По этому же сценарию, по всей видимости, будет происходить становление новой пенсионной системы. В 2004 году на долю Государственной управляющей компании пришлось 96.4% суммарного объема средств, перечисленных в управляющие компании, а на долю негосударственных УК, соответственно - 3.6%. Несмотря на значительные возможности выбора - в 2004 году с пенсионными средствами населения в рамках договоров с Пенсионным фондом Российской Федерации работало 55 негосударственных управляющих компаний, предлагающих 63 инвестиционных портфеля, - население довольно консервативно отнеслось к идее передачи прав на управление накопительной частью пенсии в частные руки.

Тем не менее следует учесть, что 2004 год был не вполне показательным, стартовым, и в будущем по мере роста доверия населения возможен рост роли негосударственных УК в управлении пенсионными накоплениями населения, как это имеет место в банковской сфере. Немаловажную роль в этом процессе должны сыграть и результаты эффективности деятельности управляющих компаний, которые пока довольно скромны, что объясняется как объективными рыночными, так и регулятивными факторами. С одной стороны, 2004 год был не лучшим с точки зрения возможностей фондового рынка, с другой стороны, ограничения, накладываемые законодательством на инструменты для инвестирования, снижают возможности финансового маневра менеджеров - управляющих портфелями.

Исходя из интересов застрахованных лиц и положений ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации и информационное агентство "АК&M" заключили соглашение о сотрудничестве. Целями соглашения являются повышение доверия застрахованных лиц к мероприятиям, проводимым в рамках пенсионной реформы в Российской Федерации, обеспечение информационной поддержки застрахованных лиц и содействие реализации ими права на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) при формировании накопительной части трудовой пенсии, стимулирование управляющих компаний к повышению эффективности и надежности инвестирования средств пенсионных накоплений за счет создания конкурентной среды в сфере деятельности управляющих компаний, а также выявления недобросовестной конкуренции. В рамках этого соглашения агентством "АК&M" подготовлен рейтинг, который показывает сравнительную эффективность деятельности негосударственных управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений. Рейтинг строится путем агрегирования ряда показателей, характеризующих результаты деятельности негосударственных управляющих компаний.

Источником информации являются данные отчетов управляющих компаний об инвестировании средств пенсионных накоплений и данные отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств пенсионных накоплений.

В связи с тем, что объем средств, находящийся в управлении в ГУКе и в негосударственных УК, несоизмеримы, их сравнение представляется некорректным. Поэтому ГУК не включен в рейтинг. Показатели ГУКа приведены отдельно в качестве справочной информации.

Методика рейтинга аудирована ЗАО БДО Юникон.

2. ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РЕЙТИНГА

2.1. Отношение дохода от инвестиций к объему привлеченных средств

Показатель рассчитывается как отношение дохода от инвестирования к объему средств пенсионных накоплений, поступивших из ПФР в 2004 году. В 2004 году ПФР осуществлял передачу средств пенсионных накоплений (СПН) дважды: в марте (СПН 2002 года) и в октябре (СПН 2003 года). Для расчета показателя из суммы перечисленных из ПФР средств не вычитались средства пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в ПФР.

Данный показатель характеризует эффективность деятельности по инвестированию управляющей компанией средств пенсионных накоплений и показывает какой доход приносит инвестирование 1 руб. средств пенсионных накоплений.

2.2. Отношение доходов от инвестирования к необходимым расходам по инвестированию и вознаграждению

Показатель рассчитывается как отношение доходов от инвестирования к сумме необходимых расходов по инвестированию и вознаграждению УК в 2004 году. К необходимым расходам по инвестированию средств пенсионных накоплений относятся расходы, которые непосредственно связаны с доверительным управлением переданными управляющими компаниями средствами, а также оплата специализированного депозитария, аудиторов, страховщиков по договорам обязательного страхования ответственности, других участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Данный показатель дает возможность оценить, какую отдачу приносят расходы УК, связанные с деятельностью по инвестировани средств пенсионных накоплений, и характеризует доходность затрат.

2.3. Объем привлеченных средств

Объем средств, поступивших в управление негосударственной управляющей компании в течение 2004 года. В 2004 году Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял передачу СПН дважды: в марте (СПН 2002 года) и в октябре (СПН 2003 года). Из суммы перечисленных из Пенсионного фонда Российской Федерации средств не вычитались средства пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Данный показатель позволяет оценить долю УК на рынке и в определенной степени характеризует эффективность деятельности по привлечению клиентов в 2004 году.

2.4. Доля необходимых расходов по инвестированию в объеме привлеченных средств

Показатель рассчитывается как отношение необходимых расходов по инвестированию к объему средств, поступивших в УК в 2004 году.

Показатель характеризует объем затрат УК на управление 1 руб. средств пенсионных накоплений.

3. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА

В связи с существенными различиями в объемах привлеченных средств населения негосударственными управляющими компаниями составлялись 2 ранжированных списка (рейтинга) на основе агрегирования описанных выше показателей. В первый список (Рейтинг 1) вошли компании, каждая из которых получила в управление в 2004 году более 1% суммарного объема средств, привлеченных негосударственными управляющими компаниями - это 16 управляющих компаний с объемом средств от 625.72 млн. руб. до 35.02 млн. руб. Во второй список (Рейтинг 2) вошли компании, каждая из которых получила в управление в 2004 году менее 1% от суммарного объема средств, привлеченных негосударственными управляющими компаниями - это 39 УК с объемом средств от 0.9 млн. руб. до 22.61 млн. руб.

По каждому из показателей для каждого из рейтингов определялся рейтинговый балл, пропорциональный значению показателя. Рейтинговые баллы показателей суммировались с весовыми коэффициентами (приведены в таблице) и таким образом определялcя итоговый рейтинговый балл управляющей компании в Рейтинге 1 или Рейтинге 2.(в зависимости от того, в какой рейтинг вошла управляющая компания). Место компаний в рейтингах определялось пропорционально значению итоговых рейтинговых баллов.

Для управляющих компаний, которые управляют несколькими инвестиционными портфелями, данные по всем портфелям суммировались.

Весовые коэффициенты показателей при расчете итогового рейтингового балла

Показатель

Весовой коэффициент

Отношение дохода от инвестиций к объему привлеченных средств

0.4

Отношение доходов от инвестирования к необходимым расходам по инвестированию и вознаграждению

0.3

Объем привлеченных средств

0.2

Доля необходимых расходов по инвестированию в объеме привлеченных средств

0.1

В связи с несоизмеримостью объемов средств, находящихся в управлении в негосударственных управляющих компаниях, и объема средств, которыми управляет ГУК (Государственная управляющая компания), показатели ГУКа не использовались при расчете рейтинга. На долю ГУК по итогам 2004 года приходится 96.4% суммарного объема средств в управлении. Основные результаты деятельности ГУК по инвестированию средств пенсионных накоплений приведены в качестве справочной информации.

4. Результаты РЕЙТИНГА

Из приведенных ниже результатов исследования можно сделать несколько выводов. Во-первых, низкое значение отношения дохода от инвестирования к объему поступивших средств. Впрочем, этот факт вполне объясним как не вполне благоприятной конъюнктурой рынка, так и существенными ограничениями на выбор финансовых инструментов для негосударственных управляющих компаний, работающими с пенсионными деньгами.

Во-вторых, первый, можно сказать, стартовый год вопреки ожиданиям продемонстрировал, что показатели, характеризующие эффективность деятельности частных управляющих компаний не выше, чем аналогичные показатели деятельности ГУК. Из тех УК, которые привлекли более 1% от суммарного объема привлеченных негосударственными УК средств (Рейтинг1), более высокое отношение дохода от инвестирования к объему средств, перечисленных из ПФР, показал только УК "КапиталЪ". Несколько выше этот показатель был в УК, работающих с небольшими объемами денежных средств (менее 1% от суммарного объема привлеченных негосударственными УК средств), но и в этой части эффективнее ГУК работали единицы. При этом некоторые негосударственные УК закончили 2004 год с отрицательной доходностью.

Вместе с тем следует учитывать, что представленный рейтинг основан на данных по итогам 2004 года, когда только происходило становление и отработка механизмов привлечения и инвестирования негосударственными компаниями средств пенсионных накоплений, а следовательно, в перспективе картина может измениться. Для более объективных выводов, необходима более продолжительная статистическая база.

Рейтинг негосударственных управляющих компаний, управляющих средствами пенсионных накоплений, будет готовиться на регулярной основе с периодичностью 1 раз в пол года. Следующий рейтинг по итогам первого полугодия 2005 года будет составлен в августе 2005 года.

Результаты рейтинга представлены в таблицах N2 и N3.

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.