Минфин подготовил законопроект о допуске страховых компаний к рынку добровольного пенсионного страхования
Минфин РФ подготовил законопроект о допуске страховых компаний к рынку добровольного пенсионного страхования. НПФ в большинстве своем не боятся возможных будущих конкурентов - тем более что страховщики и так уже присутствуют опосредованно на рынке ДПС - но настаивают на одинаковых для всех правилах игры. Эксперты скорее видят здесь проблему в возможном недостатке спроса. Вероятно, таким образом власти пытаются найти компромисс и дать возможность «поиграть» на рынке пенсионного страхования так давно рвущимся туда страховым компаниям.
Замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил на заседании рабочей группы Госдумы по доработке ко второму чтению законопроектов о пенсионной реформе, что «мы подготовили законопроект, который сейчас находится в правительстве, который предполагает, что в добровольной части страховые компании смогут на стандартизированных условиях участвовать в добровольном пенсионном обеспечении. Но именно в добровольном, а не в обязательном».
Он добавил, что это будет касаться компаний, которые имеют лицензию по накопительному страхованию жизни (цитата по агентству Интерфакс)
Страховщики уже давно рвутся на пенсионный рынок. С рынком обязательного пенсионного страхования пока нет определенности, но, похоже, власти все же решились на первый шаг - допустить страховые компании к добровольному пенсионному страхованию. Тем более что развитие предложения на этом рынке является одной из задач «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ». Опрошенные «Лабораторией Пенсионной Реформы» НПФ в большинстве своем не боятся возможных будущих конкурентов, но настаивают на одинаковых для всех правилах игры. Некоторые видят плюсы в дополнительной популяризации пенсионных накоплений, другие не уверены в том, стоит ли «размывать» и без того сложно продающийся продукт – добровольное накопительное страхование.
«Какие именно изменения Минфин решил внести сейчас, пока не ясно, - говорит исполнительный директор КИТ Финанс НПФ Антон Шпилев. – Можно предположить, что речь идет о выравнивании правил игры для НПФ и страховых компаний, как в части подходов к регулированию и налогообложению, так и в части стандартизации продуктов».
Он пояснил, что страховые компании сектора Life и сегодня предлагают программы страхования дополнительной пенсии. Но, во-первых, они в дополнение к пенсии могут предложить защиту от рисков, а во-вторых, маржинальность страховщиков гораздо выше, чем у НПФ, которые имеют право только на 15% от инвестиционного дохода. Кроме того, принципы регулирования НПФ и раньше были гораздо жестче, в дальнейшем планируется усиление контроля, в то время как страховые компании работают в более мягких условиях.
«И НПО, и страхование жизни – это устоявшиеся рынки, со своими правилами, структурой взаимоотношений между провайдером и клиентом, - продолжает Антон Шпилев. - Если государство имеет намерение эти рынки объединить, то необходимо унифицировать и правила игры. Без этого мы окажемся в неравных условиях. Мы готовы играть в ситуации равноценной конкуренции за клиента. Мы понимаем, что допуск страховщиков – это усиление конкуренции, но пусть она будет честной. В конечном итоге в выигрыше будет клиент, у которого появится более широкий спектр предложений».
С ним согласен и заместитель исполнительного директора НПФ ВТБ Пенсионный фонд Александр Львов. «Мы не видим проблем в вопросе доступа страховых компаний на рынок ДПС, - говорит он. – Но мы считаем необходимым установление равных правил поведения на рынке как для пенсионных фондов, так и для страховых компаний, выражающихся в наличии персонифицированного учета, страхового резерва, а также выделение пенсионных активов из общего состава активов страховых компаний. При соблюдении этих условий страховые компании могли бы получить тот же объем налоговых преференций для своих клиентов, который имеют пенсионные фонды, без потерь качества предоставляемых услуг для граждан и компаний России».
О возможных неравных условиях говорит и заместитель исполнительного директора НПФ «Благосостояние» Иван Волков. «На страховые компании должны распространяться такие же требования, как и на НПФ, например, в части доверительного управления или системы гарантий. В противном случае мы окажемся в неравных условиях», - подчеркнул он.
Директор по маркетингу «Большого пенсионного фонда» Алексей Ищенко напоминает, что страховые компании опосредованно уже давно присутствуют на рынке ОПС через дочерние НПФ, например НПФ «Росгосстрах» или НПФ «Альянс». А добровольное пенсионное страхование конкурирует с накопительным страхованием жизни. Это один и тот же сегмент рынка, с одной целевой группой потребителей, готовых долгосрочно вкладывать средства в себя и близких.
«Суть накопительного страхования заключается в том, что вы длительное время (от пяти до 30 лет) платите страховой компании регулярные взносы, чтобы к определенной дате получить крупную сумму. – говорит он. - Деньги накапливаются на вашем счете, к ним прибавляется инвестиционный доход, полученный страховой компанией в результате размещения ваших средств. По окончании срока страхования клиент получает либо единовременную сумму всех накоплений разом, либо пожизненную пенсию. Будущий пенсионер в НПФ примерно также копит деньги. Оба продукта одинаково слабо продаются в чистом виде (без участия работодателя в накоплении), это не ОПС и не ОСАГО. Эти продукты низкого спроса и конкурируют с более понятными банковскими депозитами».
Алексей Ищенко отметил, что в этой ситуации нет причин, по которым страховщикам было бы интересно «размывать и без того сложные продажи накопительного страхования жизни похожим трудным продуктом». Ситуацию могло бы поменять стимулирование рынка добровольных пенсий через изменения законодательства. По данным А.Ищенко, в правительстве такие задумки есть.
«На мой взгляд, нет какой-то особой проблемы в возможности страховщиков работать на рынке добровольного пенсионного страхования. По факту и так большинство страховщиков жизни уже давно предлагают своим клиентам страховые программы, по сути являющиеся пенсионными планами. Проблема здесь лежит в недостатке спроса: большинство людей не готовы покупать за свои собственные деньги пенсионные планы, а корпоративный сегмент традиционно выбирает сотрудничество с НПФ», - согласен с А.Ищенко руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов.
Комментарии (1)
Новый комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.
Очень информативный материал, спасибо. Мой блог http://nechaev.su/