Татьяна Омельчук: «В пенсионной системе необходимо принимать системные меры с оценкой долгосрочных социально-экономических последствий»
Старший научный сотрудник аналитического центра финансовых исследований НИФИ Татьяна Омельчук рассказала «Лаборатории пенсионной реформы» о своей оценке мероприятий, которые предпринимаются сегодня в рамках регулирования пенсионной отрасли, и предложила системные меры, которые, по ее мнению, позволят сбалансировать пенсионную систему и повысить ее эффективность.
На ваш взгляд, насколько хорошо объясняется пенсионерам суть пенсионной реформы сегодня? О чем умалчивается, что вводит в заблуждение? В чем вы видите основную проблему коммуникации ПФР (или Минтруда) и населения России?
Основной целью пенсионной реформы, которая началась с 2015 года, было сбалансировать пенсионную систему. Для этого ввели балльную пенсионную формулу, где пенсионные права формируются не в реальных рублях, а в пенсионных коэффициентах. Сумма всех взносов в пенсионную систему и трансфертов федерального бюджета к сумме всех пенсионных коэффициентов ежегодно должны были определять стоимость одного пенсионного коэффициента (балла). Но экономический кризис со снижением фонда оплаты труда и высокой инфляцией привел к необходимости значительного повышения размеров пенсий (и стоимости пенсионного коэффициента) по уровню роста потребительских цен за 2014 год, что в 2015 году уже потребовало дополнительно 188 млрд руб.
Второй важной целью пенсионной реформы было стимулирование более позднего возраста назначения пенсии. Для этого были введены повышающие пенсионные коэффициенты при назначении пенсии позже общеустановленного пенсионного возраста. При этом для работающих пенсионеров, получающих и пенсию, и заработную плату, с 2015 года введено ограничение, дополнительно стимулирующее откладывать назначение пенсии после достижения общеустановленного пенсионного возраста: формирование пенсионных прав происходит в размере не больше 3 баллов в год (вместо максимальных 10). Про это введенное ограничение работающие пенсионеры не знают. Для того чтобы работники сами были заинтересованы в будущем увеличении своей пенсии и добровольно откладывали назначение пенсии после достижения пенсионного возраста, Минтрудом и Пенсионным фондом должна проводиться разъяснительная работа о введении с 2015 года значительных дополнительных повышающих коэффициентов при назначении пенсии в более позднем возрасте после достижения общеустановленного пенсионного возраста и введении ограничения суммы пенсионных коэффициентов не более 3 для работающих пенсионеров, получающих пенсию.
Как вы относитесь к заявлению И.Шувалова о том, что «дискуссию о судьбе накопительной составляющей пенсионной системы РФ не стоит выносить на всеобщее обсуждение, этот вопрос должен решаться профессионально внутри правительства»? Насколько это правильный подход к решению одного из самых насущных вопросов, который стоит на повестке дня?
Публичные обсуждения накопительной части пенсии проводятся уже несколько лет. В настоящее время все это перешло в информационную войну. Прийти к единому мнению и конкретному решению это не помогает. Но население только больше пугает и путает, приводит к окончательному неверию как в пенсионную систему, так и в пенсионные накопления. Если работники не понимают, что будет с обязательной накопительной частью, то как они будут участвовать в системе софинансирования пенсий? На мой взгляд, чтобы определиться с накопительной частью, правительство должно определиться с будущей конфигурацией пенсионной системы, целевыми ориентирами, размерами трансферта федерального бюджета, долгосрочными параметрами пенсионного возраста. Эти будущие показатели не были определены в ходе принимаемых в спешке решений по пенсионной реформе 2015 года. Важно честно ответить на вопрос: действительно должна достигаться сбалансированность пенсионной системы и индексация пенсий в пределах имеющихся ресурсов или будет наращиваться трансферт федерального бюджета в пенсионную систему в ущерб, например, расходам на здравоохранение. Если проводить индексацию, исходя из доходов пенсионной системы, без повышения тарифов отчислений и наращивания трансферта федерального бюджета, то доходность пенсионных накоплений не будет проигрывать индексации страховой части.
Ваш прогноз относительно возможности полной отмены накопительной пенсии? И насколько обосновано беспокойство А.Кудрина о том, что могут вообще все пенсионные накопления изъять?
В России с учетом бесконечных противоречащих друг другу реформ в пенсионной сфере может быть принято любое решение. Но в случае отмены отчислений в обязательную накопительную составляющую, я думаю, еще не раз поднимется вопрос о переводе средств из накопительной части в страховую с увеличением пенсионных прав по страховой пенсии. Учитывая более высокую индексацию страховой пенсии по сравнению с накопительной в период с 2002 до 2015 года и отсутствие ограничений по сумме пенсионных прав по страховой составляющей до 2015 года, будущие пенсионеры выиграют в сумме пенсионных прав, но это окончательно разбалансирует пенсионную систему и индексация страховой части уже будет только по инфляции при увеличивающихся трансфертах федерального бюджета.
Понятно, что если в накопительную систему больше не будет притока средств, а только выплаты из системы, то оставшиеся средства будут работать менее эффективно, будут возрастать издержки на ведение счетов. Будут происходить слияния и поглощения НПФ.
Меры, которые озвучиваются в последнее время, - повышение пенсионного возраста, невыплата пенсий работающим пенсионерам, невыплата пенсий тем, кто уехал на ПМЖ за границу – как объясняются эти меры? Видна ли, по-вашему, под ними какая-то основа, структурность и логичность, ведущая к одному знаменателю? Или же это какие-то спонтанные меры?
Эти меры в целом давно назрели. Повышение пенсионного возраста нельзя начать со следующего года. О начале повышения пенсионного возраста нужно объявлять за несколько лет. При этом повышение пенсионного возраста – единственная мера, которая позволит снизить демографическую нагрузку на пенсионную систему. Невыплата пенсий работающим пенсионерам, невыплата пенсий тем, кто уехал на ПМЖ за границу, – это меры экономии расходов пенсионной системы, которые можно ввести, например, уже со следующего года. В условиях снижения фонда оплаты труда по сравнению с запланированным, и значительного дефицита бюджета любые меры экономии важны и могут быть приняты.
Насколько реально в России повысить пенсионный возраст? Что это даст пенсионной системе и – главное – как правильно объяснить населению эту инициативу, ведь в основном граждане против этого?
Численность плательщиков пенсионной системы ежегодно снижается, а численность пенсионеров растет. Одновременно из-за замедления экономического роста снижается возможность полностью финансировать существующий дефицит пенсионной системы за счет средств федерального бюджета. Только при повышении пенсионного возраста можно повысить размеры пенсий при постепенном снижении доли трансферта федерального бюджета на пенсионное обеспечение к ВВП. Для повышения уровня пенсионного обеспечения в России необходимо постепенно выровнять пенсионный возраст мужчин и женщин, затем постепенно повысить его до 63 лет к 2035 году. К этому времени пенсионный возраст 63 года все равно останется самым низким в мире. В настоящее время более 70% пенсионеров в первые 5 лет после достижения пенсионного возраста работают. Это доказывает, что пенсионный возраст в России занижен.
От меры повышения пенсионного возраста выиграют, прежде всего, сегодняшние пенсионеры, у которых повысятся темпы индексации пенсий. Одновременно повышение пенсионного возраста позволит заместить снижающую численность трудовых ресурсов и повысить конкуренцию на рынке труда.
Предусмотренное в настоящее время определение расходов федерального бюджета в пенсионную систему, исходя из ряда трансфертов, в том числе трансферта, покрывающего разницу между доходами при тарифе отчислений 26% и 22% в пенсионную систему, не позволит снизить сумму расходов федерального бюджета при повышении пенсионного возраста. Для получения экономии расходов федерального бюджета на пенсионное обеспечение необходимо установление независимого от других факторов порядка индексации стоимости пенсионного коэффициента по страховой части, например, по индексу, равному среднеарифметическому между ростом средней заработной платы и инфляции, но не ниже индекса потребительских цен. Другим вариантом бюджетной экономии при повышении пенсионного возраста может стать установление ежегодного постепенного снижения расходов федерального бюджета в пенсионную систему относительно ВВП, с учетом которых ежегодно будет определяться стоимость пенсионного коэффициента и, соответственно, размеры пенсий.
Повышение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и женщин к 2035 году по 3-6 месяцев в год для женщин с 2018-2019 года и по 3 месяца для мужчин с 2025 года позволяет снизить нагрузку на федеральный бюджет в 2030 году на 0,83% ВВП, в 2040 году на 0,95% ВВП. При этом средний размер трудовой пенсии постепенно увеличится до 14%, а индивидуальные размеры пенсий увеличатся больше.
Спрогнозируйте, пожалуйста, насколько увеличится нагрузка на пенсионную систему в случае отмены накопительной составляющей в ОПС?
Отчисление взносов в накопительную часть пенсии составляет 37,5%. Соответственно, отмена накопительной части увеличит пенсионные обязательства по страховой части (без фиксированной базовой части на 37,5%). Таким образом, отмена накопительной части повысит обязательства по обязательной пенсионной системе с 2022 года на 15% и с 2027 года на 25% и выше. При этом страховая часть пенсии в настоящее время дефицитна.
Какие резервы есть в нашей пенсионной системе, которые позволили бы, не отменяя накопительную пенсию, разгрузить бюджет? Что бы вы предложили в качестве мер для балансировки пенсионной системы?
Значительно снизить нагрузку на бюджет за счет снижения сумм трансфертов возможно только при постепенном повышении пенсионного возраста.
Остался еще набор мер, которые можно дополнительно реализовать для снижения расходов пенсионной системы, основной эффект от которых будет реализован в среднесрочной перспектив. Для работников медицинской и педагогической сферы необходимо повышать стаж, дающий право на получение досрочной пенсии. При этом возможно проведение аттестации данных рабочих мест на определение наличия вреда, дающего право на досрочное назначение пенсии. Для работающих во вредных условиях труда по спискам 1 и 2 необходимо привести в соответствие объем пенсионных обязательств до наступления общеустановленного пенсионного возраста установленным классам условий труда. В соответствии с данными классами условий труда должны быть установлены нормативный период работы во вредных условиях труда; нормативный период суммарного стажа работника для получения досрочной пенсии; возраст назначения досрочной трудовой пенсии для мужчин и женщин.
Необходимо поднять заинтересованность в уплате взносов самозанятого населения и в целом занятого населения, работающего во внебюджетной сфере. При этом повысится сумма поступлений взносов в пенсионную систему. Для этого необходимо ввести мораторий на изменения в пенсионной системе, в том числе гарантии сохранения стабильной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда на 7-10 лет, стабильность составляющих пенсионной системы, стабильность механизма расчета пенсий на 20-30 лет, стабильность целевых ориентиров пенсионной системы. Необходимо определить долгосрочные графики изменений общеустановленного пенсионного возраста, возраста получения социальных пенсий, возраста и условий назначения пенсий для разных категорий получателей досрочных пенсий.
Необходимо постепенно повышать возраст получения социальных пенсий для не выработавших нормативный минимальный стаж и сумму пенсионных коэффициентов, а одновременно достигнуть того, чтобы размер трудовой пенсии по старости значительно превышал размер социальной пенсии для всех пенсионеров.
Исходя из политики стимулирования более позднего возраста назначения пенсии нужно отказаться от досрочного назначения пенсии до двух лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста безработным гражданам по предложению службы занятости, а проводить программы поиска работы и переучивания для таких категорий.
В пенсионной системе необходимо принимать системные меры с оценкой долгосрочных социально-экономических последствий при принятии каждой меры.
Комментарии (1)
Новый комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.
Рассчитывать на подачки от государства не стоит: на все планете население растет быстрее производства, т.е. "добра мало и на всех не хватит". Поэтому надо самому откладывать на достойную пенсию, а кто не накопит - будет бегать за милостыней от власть придержащих.
Экономить, сберегать, откладывать, распределять, инвестировать в производство и производить самому общественно полезный продукт.