Максим Буев: «Государство обязано идти на непопулярные и обязательные меры по дополнительному привлечению средств на финансирование будущих пенсий»

Максим Буев, профессор факультета экономики по прикладным финансам Европейского университета в Санкт-Петербурге - о возможном введении дополнительного пенсионного взноса с граждан для формирования накопительной пенсии.

original.pngС одной стороны, введение дополнительного пенсионного взноса с граждан в 2016-2030 гг для формирования накопительной части их будущей пенсии - идея неплохая. Наша страна традиционно известна сильным дисконтированием будущего, как говорят экономисты, т.е. близорукой политикой, как в частной, так и общественной жизни. Это означает, что возлагать излишние надежды на то, что рынок частных пенсий сможет закрыть возможные провалы в государственном ПО, не стоит. Даже имея возможность накапливать частные пенсии, не особо надеясь на пенсию государственную, россияне будут жить «здесь и сейчас», недофинансируя свой завтрашний день, надеясь на авось и царя батюшку. Потом мы, конечно, жалеем, но в молодом возрасте переоцениваем свои доходы в будущем. Подобные когнитивные искажения свойственны всем, но россиянам – особенно. С этой точки зрения, при ожидаемых трудностях сбалансирования пенсионной системы в будущем, государство обязано идти на непопулярные и обязательные меры по дополнительному привлечению средств на финансирование будущих пенсий.

С другой стороны, наша страна также известна тем, что население не верит государству. Поэтому если новые отчисления будут вводиться на жесткой основе, без возможности работника выбирать, в каком размере их платить, а деньги будут идти на формирование именно государственной накопительной пенсии, то такая инициатива будет восприниматься просто как очередное усиление роли государства в экономике, введение нового налога. Разумеется, что воспринято это будет негативно, и наверняка послужит дополнительным стимулом к уводу занятости в тень.

На мой взгляд, нам необходим комплексный подход к реформе пенсионной системы. Такой подход должен, с одной стороны, вводить новые пути финансирования пенсионной  системы (например, через новые взносы, повышение пенсионного возраста), а, с другой стороны, предлагать набор возможных вариантов размера дополнительных взносов, способов их инвестирования, потребления дохода от инвестиций, чтобы сам работник мог выбирать вариант, наиболее походящий к его стилю жизни. Таким образом, государство продемонстрирует, что оно находится с населением в одной лодке – предлагает решать проблему совместными усилиями и на благо населения.

Например, государство может зафиксировать минимальный интервал обязательных отчислений на накопительное страхование, реализуемое либо через государственный ПФ, либо непосредственно через работодателей.  В частности, крупные работодатели, в сотрудничестве с пенсионными фондами (государственными и частными) и УК, должны в обязательном порядке предлагать набор продуктов по накопительному пенсионному обеспечению, ответственность за которое ляжет  либо на плечи работников (так называемые defined-contribution схемы), либо на плечи работодателя или ПФ (defined-benefit схемы).

Дополнительно на практике это должно выливаться в четко сформулированные накопительные стратегии инвестиций в акции, облигации, недвижимость, другие финансовые активы и их комбинации. Важно, чтобы население четко представляло различия между накопительными стратегиями, а государство в той или иной мере  определяло их количество и минимальные критерии качества. Работник должен всегда иметь опцию по умолчанию, т.е. возможность ничего не делать, переложив ответственность за выбор стратегии на плечи либо работодателя, либо государства. Однако именно наличие подобной опции важно, как показывает мировой опыт.

Например, такой стратегией по умолчанию может быть отчисление пенсионных взносов в основном в акции и недвижимость для молодых работников, и постепенное увеличение облигаций  и валюты для более возрастных работников при приближении момента выхода на пенсию, когда важно сохранение накопленного капитала и его ликвидность. Государство должно помочь выработать стандарты таких стратегий пенсионным фондам и УК, и сделать их обязательными опциями по умолчанию в любых накопительных схемах – через государственный ПФ, НПФ или работодателей.

Кроме того, необходимо повышение пенсионного возраста с учетом реалий российской экономики (продолжительности жизни при рождении, ожидаемой продолжительности жизни при выходе на пенсию, роли гарантированных пенсий во всей структуре пенсионного обеспечения и т.п.). Возраст выхода на пенсию может быть другим для работников, имеющих накопительную пенсию. Иными словами, государство может определить минимальный пенсионный возраст, после которого возможно изъятие средств с накопительных пенсионных счетов, и сделать его отличным от возраста выхода на государственную (гарантированную) пенсию.

В любом случае, необходимо продолжение широкого обсуждения этого вопроса в СМИ и просвещение населения о необходимости думать о завтрашнем дне, чтобы мы, простые граждане, несли ответственность за наше будущее наравне с государством.

 

18.05.2015

Комментарии (6)

  • Очень абстрактный материал, без практической привязки к правилам функционирования любой из известных нам моделей устройства пенсионной системы. Для начала обсуждения хочу задать Максиму Буеву один простой, но принципиально важный для прояснения его позиции, вопрос: предлагаемый (или поддерживаемый) им взнос с работника на формирование пенсионных накоплений будет, в его понимании, взиматься сверх действующего тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или являться вычетом из этого обязательного взноса? В зависимости от того, что ответит Максим Буев, готов буду задать ему ещё несколько уточняющих вопросов, чтобы предельно конкретизировать для себя его предложения - применительно к устройству нашей пенсионной системы.

    С уважением, Ю.В.Воронин - руководитель научно-образовательного Центра международного сотрудничества в сфере труда и социального обеспечения (ПроМОТ) Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина (МГЮА).

    • Юрий Викторович,

      Спасибо за вопрос. Комментарий достаточно абстрактный, поскольку абстрактна сама идея, обсуждаемая чиновниками и РСПП. Если Вы хотите конкретики, то вот тут - чуть более конкретно: http://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2015/05/18/prinuzhdenie-i-vibor-kak-sberech-na-pensiyu

      Вообще, по-моему мнению, надо снижать корпоративные налоги (пенсионные отчисления) на работодателя, чтобы повысить маржу прибыли и стремление к инвестициям в основной капитал. Однако, обязанность делать пенсионные отчисления ляжет на работника. Чтобы повысить стимул, эти отчисления должны освобождаться от НДФЛ и у работника должен быть выбор из набора различных ставок. При этом, чтобы победить недоверие населения к государству, накопительный счет должен инвестироваться в бонды к-л международной организации, которая вызывает доверие российского правительства, но, в то же время, является надправительственной структурой. В идеале это могли бы быть облигации International Finance Corporation (финансовой руки Всемирного банка). Но на это правительство РФ вряд ли пойдет, поскольку тогда пенсионные деньги разойдутся на инфраструктурные проекты по всему миру. Мы же хотим чтобы деньги работали в России. Тогда либо нужен комплексный подход (наряду с пенсионной реформой, проводить меры по улучшению инвест-климата, чтобы был компенсирующий приток капитала), либо надо искать альтернативу IFC, что-нибудь поближе. Например, инвестировать нак.счет в бонды Евразийского банка развития. Тогда деньги будут работать в Таможенном союзе. При этом, пенсионер должен получать персональную карту с пенсионными деньгами, с которой сможет (по достижении определенного возраста) снимать деньги в любой стране мира, даже если уезжает туда на ПМЖ.

      • 04 june 2015 19:56 ссылка

        Максим Вячеславович,
        Спасибо за ответ и за отсылку к сайту «Ведомостей», но я внимательно слежу за публикациями в СМИ по пенсионной проблематике (спасибо, прекрасным обзорам НАПФ !). Однако проблема состоит в том, что ни в выступлениях официальных лиц, ни в публикациях СМИ, в которых об этих выступлениях сообщалось, не содержится внятных ответов на вопросы, возникающих при ознакомлении с их креативными идеями.
        Поскольку в своей статье Вы затронули эти предложения, то я ожидал, что Вы это сделаете более профессионально, чем их инициаторы, и поразмышляете о практических механизмах введения страхового взноса с работника. Собственно, этими ожиданиями и был продиктован мой комментарий к Вашей статье.
        Однако Ваш ответ вызвал у меня желание сделать небольшие комментарии.
        Во-первых, конечно, предприниматели в любой стране мира будут всегда ратовать за снижение фискальной нагрузки на их бизнес. Это очевидно, но здесь необходимо соблюдение разумного баланса интересов. Если в Пенсионном фонде Российской Федерации не хватает страховых средств на исполнение принятых государством публичных пенсионных обязательств перед пенсионерами, то о каком снижении страховых взносов может идти речь? Повторяю: это не потенциальные обязательства, не благие пожелания, а обязательства уже принятые государством! Когда их принимали, наверное, просчитывали, как будут исполнять?! Даже Китай, который за счёт низкой стоимости рабочей силы по причине отсутствия уплаты страховых взносов за работников обеспечил себе быстрый экономический рост, не смог долго сохранять такое положение дел. Чтобы не допустить возникновения недовольства населения, китайское правительство вынуждено было пойти на введение страховых взносов, тариф которых в настоящее время составляет 45 проц.
        Во-вторых, предложил бы нам всем воздержать от наименования страховых взносов «корпоративными налогами». Между страховым взносом и любым налогом есть принципиальная разница: страховой взнос – возмездный платёж, а налог – всегда обезличенный, безвозмездный платёж. Именно возмездный характер страхового взноса придаёт ему форму отложенной во времени заработной платы работника. Налог – это прямое обременение того, кто его платит, а страховой взнос – совсем другая история. Работодатель платит работнику заработную плату, иначе работник не будет работать на этого работодателя. Так вот, одну (основную) часть заработной платы работодатель платит работнику сегодня, а другую часть (в форме страховых взносов) заработной платы откладывает на завтра, резервирует в ПФР на случай утраты работником своей трудоспособности. В силу данного обстоятельства государство должно формировать у работодателей культуру социального страхования, то есть отношение к уплате страховых взносов, не как к налогообложению фонда оплаты труда, а как к выплате работнику заработной платы, просто, разнесённой во времени.
        В-третьих, введение страхового взноса непосредственно из заработка работника в нашей стране рано или поздно произойдёт, такой шаг неизбежен. Однако начинать его реализацию надо постепенно, с взносообложения трудовых доходов высокооплачиваемых работников. Но…, читая предложения Минтруда, у меня возник вопрос: почему потенциальный страховой взнос с работника должен направляться только на формирование пенсионных накоплений? Такой подход, на мой взгляд, лишён логики. Работодатель то уплачивает страховые взносы в пользу работника на все цели его пенсионного обеспечения – и в солидарно-распределительную часть пенсионной системы, и в индивидуально-накопительную часть пенсионной системы. Итак, надо ввести, вообще, полноценный страховой взнос для работника, определить его разумный тариф и величину заработка для взносообложения. И только после этого можно подумать, вводить или нет накопительный вычет из страхового взноса работника, как это сейчас имеет место в отношении работодателя.
        В-четвёртых, я рад, что Вы разделили мою мысль о возможности введения вычета страхового взноса работника из НДФЛ. Такая мера позволила бы распространить страховые взносы на всех работников, независимо от уровня их трудовых доходов. Вычет из НДФЛ – это льгота для низкооплачиваемых работников, чтобы введение страховых взносов не повлекло для них снижения уровня их материального обеспечения. Но вот, что касается Вашей идеи о разных ставках взноса по выбору работника, то я её не поддерживаю. Такой подход нарушает базовый принцип обязательственного социального страхования – равенство прав застрахованных лиц. Практическая реализация данного принципа означает, что все застрахованные лица должны нести равное страховое бремя. Государство может ввести льготы для нуждающихся (например, страховой вычет из НДФЛ), но тариф взносообложения должен быть единым. Иначе нам нужно будет признать абсурдное обстоятельство, что риск утраты заработка вследствие наступления нетрудоспособности различается у работников в зависимости от уровня их доходов.
        В-пятых, все Ваши соображения по инструментам инвестирования позволю себе оставить без комментариев, поскольку они, по моему мнению, не имеют отношения к обсуждению идеи введения взноса с работника. Это совершенно отдельная тема. Инвестиционные инструменты, конечно же, надо совершенствовать, но это не тематика пенсионной системы, поэтому обсуждать её должны специалисты в области финансового рынка.

        С уважением, Ю.В.Воронин.

  • помнится, в мою бытность работы в ПФР ставка взносов была по формуле 28+1, а ныне осталось всего 22. так вот, люди лет 40 и старше до сих пор то и дело спрашивают, где их 1. самое грустное, что только начиная с зарплаты в 40-50 тыр в месяц на одного члена семьи можно позволить себе хоть что-то откладывать. получается, что 80-90% работающих россиян просто физически не могут это сделать.

    ответить » | отредактировано 03 june 2015 17:27
    • 04 june 2015 20:01 ссылка

      Товарищ Ильин,
      Отвечаю на Ваш вопрос. Ваш и мой один процент из заработка в Пенсионный фонд РФ был ликвидирован с 2001 года с введением ЕСН - этот самый один процент - наш страховой взнос - был включён в НДФЛ. Вот и вся история. А, собственно, сами деньги растворились в "общем котле" Пенсионного фонда РФ (ведь их персонифицированного учёта не велось) и ушли на выплату пенсий действующим пенсионерам.

      • удивительно, но я им говорил то же самое...
        вот что будут говорить те, кто печется о благе народном на старости лет, предлагая заново раскрыть мошну.

Новый комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.