Максим Буев, профессор факультета экономики по прикладным финансам Европейского университета в Санкт-Петербурге - о возможном введении дополнительного пенсионного взноса с граждан для формирования накопительной пенсии.
С одной стороны, введение дополнительного пенсионного взноса с граждан в 2016-2030 гг для формирования накопительной части их будущей пенсии - идея неплохая. Наша страна традиционно известна сильным дисконтированием будущего, как говорят экономисты, т.е. близорукой политикой, как в частной, так и общественной жизни. Это означает, что возлагать излишние надежды на то, что рынок частных пенсий сможет закрыть возможные провалы в государственном ПО, не стоит. Даже имея возможность накапливать частные пенсии, не особо надеясь на пенсию государственную, россияне будут жить «здесь и сейчас», недофинансируя свой завтрашний день, надеясь на авось и царя батюшку. Потом мы, конечно, жалеем, но в молодом возрасте переоцениваем свои доходы в будущем. Подобные когнитивные искажения свойственны всем, но россиянам – особенно. С этой точки зрения, при ожидаемых трудностях сбалансирования пенсионной системы в будущем, государство обязано идти на непопулярные и обязательные меры по дополнительному привлечению средств на финансирование будущих пенсий.
С другой стороны, наша страна также известна тем, что население не верит государству. Поэтому если новые отчисления будут вводиться на жесткой основе, без возможности работника выбирать, в каком размере их платить, а деньги будут идти на формирование именно государственной накопительной пенсии, то такая инициатива будет восприниматься просто как очередное усиление роли государства в экономике, введение нового налога. Разумеется, что воспринято это будет негативно, и наверняка послужит дополнительным стимулом к уводу занятости в тень.
На мой взгляд, нам необходим комплексный подход к реформе пенсионной системы. Такой подход должен, с одной стороны, вводить новые пути финансирования пенсионной системы (например, через новые взносы, повышение пенсионного возраста), а, с другой стороны, предлагать набор возможных вариантов размера дополнительных взносов, способов их инвестирования, потребления дохода от инвестиций, чтобы сам работник мог выбирать вариант, наиболее походящий к его стилю жизни. Таким образом, государство продемонстрирует, что оно находится с населением в одной лодке – предлагает решать проблему совместными усилиями и на благо населения.
Например, государство может зафиксировать минимальный интервал обязательных отчислений на накопительное страхование, реализуемое либо через государственный ПФ, либо непосредственно через работодателей. В частности, крупные работодатели, в сотрудничестве с пенсионными фондами (государственными и частными) и УК, должны в обязательном порядке предлагать набор продуктов по накопительному пенсионному обеспечению, ответственность за которое ляжет либо на плечи работников (так называемые defined-contribution схемы), либо на плечи работодателя или ПФ (defined-benefit схемы).
Дополнительно на практике это должно выливаться в четко сформулированные накопительные стратегии инвестиций в акции, облигации, недвижимость, другие финансовые активы и их комбинации. Важно, чтобы население четко представляло различия между накопительными стратегиями, а государство в той или иной мере определяло их количество и минимальные критерии качества. Работник должен всегда иметь опцию по умолчанию, т.е. возможность ничего не делать, переложив ответственность за выбор стратегии на плечи либо работодателя, либо государства. Однако именно наличие подобной опции важно, как показывает мировой опыт.
Например, такой стратегией по умолчанию может быть отчисление пенсионных взносов в основном в акции и недвижимость для молодых работников, и постепенное увеличение облигаций и валюты для более возрастных работников при приближении момента выхода на пенсию, когда важно сохранение накопленного капитала и его ликвидность. Государство должно помочь выработать стандарты таких стратегий пенсионным фондам и УК, и сделать их обязательными опциями по умолчанию в любых накопительных схемах – через государственный ПФ, НПФ или работодателей.
Кроме того, необходимо повышение пенсионного возраста с учетом реалий российской экономики (продолжительности жизни при рождении, ожидаемой продолжительности жизни при выходе на пенсию, роли гарантированных пенсий во всей структуре пенсионного обеспечения и т.п.). Возраст выхода на пенсию может быть другим для работников, имеющих накопительную пенсию. Иными словами, государство может определить минимальный пенсионный возраст, после которого возможно изъятие средств с накопительных пенсионных счетов, и сделать его отличным от возраста выхода на государственную (гарантированную) пенсию.
В любом случае, необходимо продолжение широкого обсуждения этого вопроса в СМИ и просвещение населения о необходимости думать о завтрашнем дне, чтобы мы, простые граждане, несли ответственность за наше будущее наравне с государством.
Очень абстрактный материал, без практической привязки к правилам функционирования любой из известных нам моделей устройства пенсионной системы. Для начала обсуждения хочу задать Максиму Буеву один простой, но принципиально важный для прояснения его позиции, вопрос: предлагаемый (или поддерживаемый) им взнос с работника на формирование пенсионных накоплений будет, в его понимании, взиматься сверх действующего тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или являться вычетом из этого обязательного взноса? В зависимости от того, что ответит Максим Буев, готов буду задать ему ещё несколько уточняющих вопросов, чтобы предельно конкретизировать для себя его предложения - применительно к устройству нашей пенсионной системы.
С уважением, Ю.В.Воронин - руководитель научно-образовательного Центра международного сотрудничества в сфере труда и социального обеспечения (ПроМОТ) Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина (МГЮА).