Юрий Воронин, ПроМОТ: «Взимание страховых взносов из заработка работника должно быть синхронизировано с ростом заработной платы в стране»

Руководитель научно-образовательного Центра международного сотрудничества в сфере труда и социального обеспечения (ПроМОТ) Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина (МГЮА) Юрий Воронин комментирует предложения Минфина по введению страхового взноса по обязательному социальному страхованию из заработка работника.

original.jpgИдея ввести страховой взнос по обязательному социальному страхованию непосредственно из заработка работника, наряду со страховым взносом, уплачиваемым работодателем в пользу работника, отнюдь не нова. Связана она с ненормальной структурой тарифа страховых взносов по обязательному социальному страхованию с точки зрения мировых стандартов. Международная организация труда (МОТ) рекомендует, чтобы страховой взнос уплачивался паритетно работником и его работодателем. Тогда страховая нагрузка равномерно распределяется между социальными партнёрами, и работник чувствует себя полноценным управляющим социально-страховых средств.

В Российской Федерации предпринималась попытка ввести страховой взнос для работника. Такой взнос в размере 1 процента заработка существовал до 2001 года, однако, вместо его развития по мере роста заработной платы в стране, был упразднён в связи с переходом на единый социальный налог (ЕСН), существовавший до 1 января 2010 года.

Справедливости ради необходимо отметить, что низкий уровень заработной платы для большинства россиян объективным образом не способствует введению страховых взносов для работников. Можно сказать, что относительно высокий тариф для работодателей - это, своего рода, «плата» работодателя за неповышение заработной платы своим работникам.

Очередное «издание» предложений по взносообложению заработка работников пока порождает больше вопросов, чем содержит в себе ответов. Так, было заявлено, что взнос с работника пойдёт на формирование его пенсионных накоплений. При этом осталось непонятным, наряду с 6 процентами от фонда заработной платы, уплачиваемыми работодателями, или взамен этих платежей.

Кроме того, возникают и другие существенные вопросы:

  • величина страхового взноса работника и взносооблагаемая база;
  • все ли работники будут подвергнуты обязательному взносообложению либо начиная с определённого уровня дохода;
  • будет ли предоставлен работнику вычет в размере страхового взносов из НДФЛ либо не будет, что для работника и его семьи имеет очень важное значение.

В целом, если оценивать появившиеся предложения по взиманию страховых взносов из заработка работника, то необходимо отметить, что в перспективе такая мера неизбежна, однако её реализация в обязательном порядке должна быть синхронизирована с ростом заработной платы в стране. В ином случае предлагаемое нововведение существенным образом ударит по благосостоянию трудящихся и вызовет социальное напряжение в обществе.

Причём вводить страховой взнос для работника надо в целом на обязательное социальное страхование, а не только для формирования пенсионных накоплений. А иначе, как решать вопрос о вычете накопительного взноса? Непонятно, из чего его вычитать, если нет общего взноса по ОПС? А если это взнос без такого вычета, то и нет смысла его вводить, поскольку добровольно, по своему желанию из своих доходов работник его и сейчас спокойно может платить. Заставить же платить такой взнос в обязательном порядке безо всякого вычета из общего страхового взноса или, например, из НДФЛ, теоретически, возможно, но долго такая норма, по моему глубокому убеждению, не просуществует, поскольку очень высока вероятность её отмены Конституционным Судом Российской Федерации, как это было сделано, скажем у наших друзей и союзников в Армении. 

Страховой взнос с работника, если он будет введён в размере 1-2 процента от его заработка, не устранит недостаток страховых средств ПФР на исполнение принятых государственных публичных обязательств по выплате страховых пенсий, тем более если эти взносы будут направляться на формирование пенсионных накоплений.

Целесообразно в ближайшее время переформатировать накопительный компонент пенсионной системы - перевести его из обязательного пенсионного страхования в негосударственное пенсионное обеспечение, поскольку после отмены формирования пенсионных накоплений «по умолчанию» они фактически приобрели добровольный характер, а значит, что в системе обязательно пенсионного страхования им больше нечего делать.

20.05.2015

Комментарии (1)

  • есть с чем согласиться и есть что можно оспорить: в стране до 1,5 млн. трудящихся, гордо идущих мимо аббревитуры НР - наемный работник (не имею в виду ИП).

Новый комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.