Проект Федерального закона "О профессиональных пенсиях в РФ "
подготовлен А.Г.Соловьевым в рамках проекта ТАСИС;
представлены: пояснительная записка и текст законопроекта, а также постатейные комментарии
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
“О профессиональных пенсиях в Российской Федерации”
Проект разработан в соответствии с Концепцией, обсужденной разработчиком 9 марта с.г. на совещании у Первого Заместителя Министра труда и социального развития РФ Ю.З. Люблина с участием представителей программы Tasis.
Основные положения Концепции, использованные в качестве основы для проекта закона, сводятся к следующему:
- В контексте пенсионной реформы централизованная государственная система льготных пенсий за особые условия труда и за выслугу лет должна быть заменена децентрализованными профессиональными системами на уровне предприятий, территорий отраслей.
- Негосударственные системы профессиональных пенсий должны создаваться на основе принципа добровольности с минимальными ограничениями со стороны государства. Негосударственные системы профессиональных пенсий должны учреждаться в рамках коллективных договоров и соглашений между работодателями, представляющими собственников предприятий, и работниками, заключаемых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о коллективных договорах и соглашениях.
- Как исключение, в качестве общегосударственной сохраняется система льготных пенсий для работающих под землей на добыче полезных ископаемых и на подземном строительстве, а также работающих под водой.
- Из федерального солидарного фонда пенсионного обеспечения на актуарной основе негосударственным системам компенсируется отмена льготных пенсий, исходя из оценки “стоимости” разницы в средней продолжительности “пенсионной” жизни обычных пенсионеров и “льготников”.
- Реформа льготных пенсий путем замены их негосударственными системами профессиональных пенсий должна проводиться постепенно с минимальными социальными издержками и с учетом конституционных требований. (Проектом предусматривается 10-летний переходный период).
- Бремя материальной ответственности за неблагоприятные условия труда впредь должны нести собственники предприятий и организаций, а не государство в целом.
- Финансирование систем профессиональных пенсии должно осуществляться за счет взносов работодателей и работников. При этом работодатель должен покрывать не менее 50 процентов общей суммы взносов.
Проект закона подготовлен с учетом изложенных концептуальных идей.
Пояснения к тексту закона приводятся в постатейных комментариях (прилагаются).
Текст проекта подготовлен (по возможности) в увязке с пенсионным законодательством, в том числе о негосударственных пенсионных фондах, законодательством о труде, гражданским законодательством, законодательством о профсоюзах и конституционными требованиями.
В ходе подготовки проекта был изучен международный опыт в данной области на основе информационных материалов, полученных по линии Tasis и из других источников, а также соответствующие стандарты ЕС и МОТ.
II.
Анализ имеющихся статистических материалов показал удручающее положение. В течение более чем 10 последних лет не проводилось статистических наблюдений и обследований, необходимых для реформы льготного пенсионного обеспечения (как и многих других направлений реформы).
Отсутствуют такие, например, показатели, как распределение численности пенсионеров по возрасту, продолжительности получения пенсии, величины общего и специализированного стажа (все - в нужных разрезах) и т.д. Без этого невозможно, например, определить размер упоминавшейся компенсации негосударственным системам профессиональных пенсий (см. статью 19 проекта закона и комментарий к ней).
Имеются лишь самые общие показатели о численности пенсионеров, в том числе общее количество пенсионеров, получающих по разным основаниям льготные пенсии. Тем более, ведомства, занимающиеся пенсионным обеспечением (Минтруд РФ, Пенсионный фонд РФ), и органы статистики не располагают данными о потенциальных пенсионерах-льготниках. Не эффективен в этом отношении и введенный персонифицированный учет в системе Пенсионного фонда РФ.
В связи с этим финансово-экономические аспекты проекта и его социальные последствия количественно могут быть оценены весьма условно на основе косвенных данных и обследований по отдельным территориям, например, Владимирской области. По совокупности отчетных данных и косвенных оценок можно предполагать, что льготные пенсии по старости, условия назначения и выплаты которых могут быть затронуты реформой (на основе проекта), составляют около 22-23 процентов от общего количества пенсий по старости. Из них до 25 процентов пенсий выплачивается лицам, не достигшим общего пенсионного возраста.
На эту когорту приходится 5,5-5,8 процента общей численности пенсионеров по старости, или примерно 1.6-1,7 млн. человек. (Общая численность пенсионеров по старости в настоящее время приблизилась к 29 млн.) В общей сложности эта численность (по имеющимся оценкам отдельных исследований) вбирает в себя 6 возрастов. Следовательно, если бы реформа проводилась сегодня, то от нее могли бы “страдать” до 0.28 млн. человек в год. Однако, учитывая, что по проекту переходный период рассчитан на 10 лет, и что, как правило, “льготный” стаж приобретается ранее, чем за 10 лет до достижения пенсионного возраста, реформенный удар будет существенно смягчен. Реально лишатся упущенной выгоды сравнительно молодые (к моменту начала реформы) люди. Многие из них, особенно в современных условиях и не рассчитывают на пенсию. Поэтому можно ожидать, что население может воспринять реформу сравнительно спокойно.
Для более достоверных экономических оценок и обоснований различных компонентов пенсионной реформы необходимо организовать и провести основательный мониторинг пенсионных процессов.
А.Г. Соловьев
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
“О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ”
Разработчик проекта А.Г.СОЛОВЬЕВ
Оглавление
С т а т ь я 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона
С т а т ь я 2. Профессиональные пенсии
С т а т ь я 3. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона
С т а т ь я 4. Основные принципы организации системы профессиональных пенсий
С т а т ь я 5. Способы финансирования профессиональных пенсий
С т а т ь я 6. Источники финансирования профессиональных пенсий
С т а т ь я 7. Разграничение систем профессиональных пенсий по видам собственников предприятий (организаций), для работников которых устанавливаются пенсии, и правовому положению (статусу) этих систем
С т а т ь я 8. Работы с особо тяжелыми условиями труда
С т а т ь я 9. Профессиональные пенсии для работников с особо тяжелыми условиями труда
С т а т ь я 10. Государственная система профессиональных пенсий для работников государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных учреждений
С т а т ь я 11. Смешанные системы профессиональных пенсий
С т а т ь я 12. Социальная роль профессиональных пенсий
С т а т ь я 13. Освобождение профессиональных пенсий от обложения налогом
С т а т ь я 14. Создание системы профессиональных пенсий для работников с особо тяжелыми условиями труда
С т а т ь я 15. Создание негосударственной системы профессиональных пенсий
С т а т ь я 16. Преобразование и упразднение негосударственной системы
С т а т ь я 17. Положение о негосударственной системе профессиональных пенсий
С т а т ь я 18. Финансирование негосударственных систем профессиональных пенсий
С т а т ь я 19. Частичная компенсация расходов негосударственным системам
С т а т ь я 20. Размещение финансовых средств негосударственной системы
С т а т ь я 21. Орган (организация) по управлению негосударственной системой
С т а т ь я 22. Организация государственного контроля за деятельностью органа (организации), по управлению негосударственной системой
С т а т ь я 23. Участие работника в негосударственной системе
С т а т ь я 24. Участие различных профессиональных групп работников в негосударственной системе
С т а т ь я 25. Прекращение участия работника в негосударственной системе
С т а т ь я 26. Гарантии сохранения прав, накопленных в негосударственной системе, при переходе на другую работу или прекращении работы
С т а т ь я 27. Размеры взносов в негосударственную систему
С т а т ь я 28.Переходные положения
С т а т ь я 29. Государственное регулирование деятельности негосударственных систем в соответствии с целями и требованиями настоящего Федерального закона
С т а т ь я 30. Применение к деятельности негосударственных систем Федерального закона Российской Федерации “О негосударственных пенсионных фондах”
С т а т ь я 31. Рассмотрение споров
С т а т ь я 32. Разработка и приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
С т а т ь я 33. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
“О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ”
Новые социально-экономические условия в Российской федерации, изменение форм собственности на средства производства, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям и приватизация в широких масштабах предприятий производственной сферы и сферы услуг требуют реорганизации пенсионного обеспечения, построенного с учетом профессиональных особенностей и связанных с ними условий труда. Необходимо перераспределении бремени материальной ответственности за риски преждевременной утраты профессиональной и общей трудоспособности из-за неблагоприятных, тяжелых либо вредных условий труда на предприятиях и в организациях, принадлежащих различных видов собственникам. До сих пор все расходы на пенсии, назначаемые на льготных условиях, т.е. ранее достижения общего пенсионного возраста, установленного законодательством Российской федерации за указанные виды труда, в равной степени несут все плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Это снижает ответственность владельцев и собственников производств с неблагоприятными, вредными и тяжелыми условиями труда, за их улучшение, а там, где это невозможно – за более высокую оплату и другие компенсационные меры. Кроме того, многие условия и нормы предоставления льгот по пенсионному обеспечению были сформированы в З0-ые и 40 годы двадцатого столетия в целях привлечения кадров в ведущие по тем временам отрасли народного хозяйства бывшего СССР и впоследствии воспроизведены в законодательстве Российской Федерации. К настоящему времени они утратили свои смысл и значение. Немаловажен и тот факт, что по многим видам производств и работ, отнесенных к числу, дающих право на льготные пенсии, не существует достаточных обоснований вредности или тяжести условии труда, влекущих преждевременную утрату трудоспособности и сокращение продолжительности жизни. Все попытки выработать научно обоснованные критерии для предоставления льгот по пенсионному обеспечению, предпринимавшиеся на протяжении десятков лет не принесли положительных результатов. Не существует каких-либо универсальных критериев, применимых к соответствующим видам работ, и в мировой практике. В этих условиях солидарность, как принцип пенсионного обеспечения зачастую означает необоснованное предоставление льгот одним категориям застрахованных за счет других
Вместе с тем в странах с развитыми, зрелыми государственными пенсионными системами найден иной путь решения проблем по созданию заинтересованности работников и работодателей в организации таких условий оплаты труда и пенсионного обеспечения, которые соответствуют потребностям каждого конкретного предприятия или их объединениям с учетом состояния условий труда, обеспеченности рабочей силой и других социальных и экономических факторов. Это, наряду с соответствующей оплатой труда выражается в широком распространении профессиональных, как правило, негосударственных пенсионных систем, действующих на основе коллективных договоров между работодателями и работниками. Они выступают в роли дополнительных (по отношению к общегосударственным) пенсионных программ, которые функционируют в режимах, определяемых по взаимному согласию работодателей и работников при минимально необходимом государственном регулировании.
Настоящий Федеральный закон призван реализовать одно из направлений пенсионной реформы с учетом новых социально-экономических условий в стране и мирового опыта в данной области.
С т а т ь я 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию пенсионной реформы в соответствии с Федеральным законом "Об основах пенсионной системы в Российской Федерации" в части, касающейся дополнительного пенсионного обеспечения для работников различных профессиональных групп, – профессиональных пенсий.
Отношения по созданию, функционированию и прекращению действия системы профессиональных пенсий регулируются настоящим Федеральным Законом, Федеральным законом "Об основах пенсионной системы в Российской Федерации", Федеральным Законом "О негосударственных пенсионных фондах", другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
С т а т ь я 2. Профессиональные пенсии
Профессиональные пенсии – особый вид пенсий по старости (за выслугу лет), порядок и условия создания, функционирования и прекращения действия системы которых рассчитаны на определенные профессиональные группы работников.
С т а т ь я 3. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона
- Актуарная оценка – математико-статистический метод расчета финансовых затрат на выплату пенсии в зависимости от продолжительности жизни пенсионеров и установленных условий пенсионного обеспечения.
- Государственная пенсия – пенсия, условия и нормы назначения и выплаты которой установлены Федеральным законом Российской Федерации.
- Общий пенсионный возраст – 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин.
- Особо тяжелые условия труда - условия труда, вредность и/или опасность которых для здоровья работников, занятых в этих условиях, не устранима ни техническими, ни организационными (вариант: ни какими-либо другими) мерами.
- Льготная пенсия – государственная пенсия по старости, назначаемая ранее достижения общего возраста в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере или за выслугу лет.
- Особые условия труда – в значении, принятом в Законе Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.
- Пенсионная система, пенсия, пенсионное страхование, пенсионное обеспечение, субъекты пенсионных правоотношений – все в значениях, принятых в Федеральном законе "Об основах пенсионной системы в Российской Федерации", за изъятиями и с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
- Пенсионные выплаты – денежные суммы, выплачиваемые по системе профессиональных пенсий после достижения пенсионного возраста или по выслуге лет.
- Работодатель – юридическое лицо, предоставляющее через руководителя предприятия (организации) работу на основе трудового а, либо физическое лицо (гражданин), предоставляющее такую работу.
- Работник – физическое лицо (гражданин), выполняющее работу на основе трудового договора.
- Вариант: Работодатель и работник - в значении, принятом в федеральных законах о труде.
- Собственники предприятий и организаций – юридические и физические лица, которым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит право на имущество предприятий и организаций.
- Участник системы профессиональных пенсий – работник, имеющий согласно положению о системе (Статья 17) право на участие в ней.
С т а т ь я 4. Основные принципы организации системы профессиональных пенсий
Система профессиональных пенсий организуется и осуществляется на основе:
- государственного регулирования организационных начал и условий пенсионного обеспечения;
- добровольности участия работодателей и работников, а также субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в формировании ресурсов для выплаты пенсий, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации или Соглашением такое участие работодателей и работников носит обязательный характер с учетом особых условий труда и отдельных видов профессиональной деятельности;
- свободы выбора способов финансирования профессиональных пенсий (Статья 5);
- социального партнерства в организации и управлении системой профессиональных пенсий и согласованности условий предоставления профессиональных пенсий с условиями предоставления государственных пенсий;
- государственного контроля за деятельностью организаций осуществляющих профессиональное пенсионное обеспечение
С т а т ь я 5. Способы финансирования профессиональных пенсий
Финансирование профессиональных пенсий может строиться на основе солидарности, т.е. выплаты определенного размера пенсии (пенсионной выплаты) по достижении работником установленного возраста и выполнения иных условий, предусмотренных системой, за счет общих текущих взносов в систему и имеющихся резервов.
Может использовать также накопительный способ, т.е. зачисление на индивидуальный счет работника определенного размера его взноса и взноса работодателя, и выплаты по достижении установленного возраста или по выслуге лет средств, накопленных на счете работника.
С т а т ь я 6. Источники финансирования профессиональных пенсий
Финансирование профессиональных пенсий, кроме пенсий для работников с особо тяжелыми условиями труда, осуществляется за счет средств, отчисляемых работодателями и работниками, сверх взносов по государственному страхованию и других источников, определяемых настоящим Федеральным законом.
С т а т ь я 7. Разграничение систем профессиональных пенсий по видам собственников предприятий (организаций), для работников которых устанавливаются пенсии, и правовому положению (статусу) этих систем
Различаются системы профессиональных пенсий для работников:
- 1) государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных учреждений – государственная система профессиональных пенсий;
- 2) негосударственных предприятий (организаций) - негосударственная система профессиональных пенсий;
- 3) с особо тяжелыми условиями труда - независимо от формы собственности на имущество предприятия (организации) специальная государственная система профессиональных пенсий.
С т а т ь я 8. Работы с особо тяжелыми условиями труда
К работам с особо тяжелыми условиями труда относятся подземные работы по добыче горных пород (вариант: полезных ископаемых) и по строительству шахт и рудников, а также работы под водой – в кессонах и водолазные.
С т а т ь я 9. Профессиональные пенсии для работников с особо тяжелыми условиями труда
Система профессиональных пенсий для работников с особо тяжелыми условиями труда создается Федеральным законом Российской Федерации.
С т а т ь я 10. Государственная система профессиональных пенсий для работников государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных учреждений
Система профессиональных пенсий для работников государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных учреждений создается, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С т а т ь я 11. Смешанные системы профессиональных пенсий
Профессиональные группы работников негосударственных предприятий и организаций могут присоединиться к государственной системе профессиональных пенсий (С т а т ь я 10) с соблюдением требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, и при полном возмещении расходов на пенсионное обеспечение указанных работников. Порядок такого присоединения определяется Правительством Российской Федерации.
С т а т ь я 12. Социальная роль профессиональных пенсий
Профессиональные пенсии могут устанавливаться на период до возникновения права на государственную пенсию. В этом случае профессиональные пенсии выполняют функцию замещения государственной пенсии – замещающие пенсии – и по своему статусу приравниваются к государственным пенсиям. Профессиональные пенсии могут также устанавливаться без ограничения срока их выплаты возникновением права на государственную пенсию. При этих условиях профессиональные пенсии, выплачиваемые гражданину одновременно с государственной пенсией, выполняют функцию дополнительного пенсионного обеспечения по отношению к государственной пенсии – профессиональные дополнительные пенсии.
С т а т ь я 13. Освобождение профессиональных пенсий от обложения налогом
Профессиональные замещающие пенсии, а также профессиональные дополнительные пенсии, выплачиваемые неработающим пенсионерам, освобождаются от обложения налогами.
Вариант: Профессиональные пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Освобождаются от обложения налогами.
С т а т ь я 14. Создание системы профессиональных пенсий для работников с особо тяжелыми условиями труда
Система профессиональных пенсий для работников с особо тяжелыми условиями труда (статьи 8 и 9) создается Федеральным законом Российской Федерации и является обязательной и для работодателей и для работников.
Глава II. Негосударственные системы профессиональных пенсий
С т а т ь я 15. Создание негосударственной системы профессиональных пенсий
Негосударственная система профессиональных пенсий (далее – негосударственная система), кроме профессиональных пенсий для работников с особо тяжелыми условиями труда, создается на уровне предприятия (организации) по взаимному согласию работодателей и работников, отражаемому в коллективном договоре (далее – Договор). При этом ограничения по сроку действия договора, предусмотренные Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях”, на систему профессиональных пенсий не распространяются.
Системы профессиональных пенсий могут создаваться также на региональном, территориальном и отраслевом уровнях на основе соответствующих соглашений (далее – Соглашение), предусмотренных Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях”. В этом случае добровольность или обязательность создания системы профессиональных пенсий определяется Соглашением.
С т а т ь я 16. Преобразование и упразднение негосударственной системы
Преобразование негосударственной системы осуществляется в виде слияния, разделения, присоединения или выделения.
Решение о преобразовании или упразднении негосударственной системы принимается в таком же порядке, как и при ее создании (Статья 14). При этом в случае преобразования негосударственной системы права, ранее накопленные участниками, сохраняются с применением правил, предусмотренных положением о преобразованной негосударственной системе, с соблюдением требований статьи 26 настоящего Федерального закона.
Решение об упразднении негосударственной системы подлежит обязательному согласованию с уполномоченным органом (Статья 28) в целях преодоления негативных последствий для участников негосударственной системы.
С т а т ь я 17. Положение о негосударственной системе профессиональных пенсий
Правила участия в негосударственной системе профессиональных пенсий, производства пенсионных выплат и другие условия функционирования системы определяются положением, утверждаемым в порядке, предусматриваемом Договором либо соответственно Соглашением (Статья 15), с соблюдением требований настоящего Федерального закона. Указанное положение (далее – Положение) в соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации должно обеспечивать равные права мужчины и женщины на участие в негосударственной системе, включая равные возрастные условия для получения пенсионных выплат (пенсий).
С т а т ь я 18. Финансирование негосударственных систем профессиональных пенсий
Финансирование негосударственных систем осуществляется за счет средств работодателей и работников, отчисляемых ими в размерах, определяемых Договором или соответственно Соглашением, а также за счет доходов от размещения резервов негосударственной системы.
С т а т ь я 19. Частичная компенсация расходов негосударственным системам
Пенсионный фонд Российской Федерации (вариант: бюджет государственного пенсионного страхования) компенсирует часть расходов на выплату профессиональных пенсий (на пенсионные выплаты). Эта часть должна соответствовать сокращению средней продолжительности жизни после достижения общего пенсионного возраста у работников, которые заняты на работах, дававших ко дню вступления в действие настоящего Федерального закона право на государственную льготную пенсию. Размер компенсации рассчитывается на основе актуарных оценок по правилам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. При этом средняя продолжительность жизни работников соответствующих профессий после достижения обычного пенсионного возраста рассчитывается по тем из них, кто проработали: женщины – не менее 20 лет; мужчины – не менее 25 лет.
Средства, передаваемые из Пенсионного Фонда Российской Федерации в негосударственную систему профессиональных пенсий, не облагаются налогами и сборами.
С т а т ь я 20. Размещение финансовых средств негосударственной системы
Финансовые средства негосударственной системы подлежат размещению исключительно в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации на условиях, согласованных уполномоченным органом, предусмотренным статьей 29 настоящего Федерального закона, с Правлением этого банка.
С т а т ь я 21. Орган (организация) по управлению негосударственной системой
Орган (организация) по управлению негосударственной системой, его юридический статус и порядок финансирования расходов на его содержание, определяются Положением о негосударственной системе (Статья 17) с соблюдением требований гражданского законодательства Российской Федерации и настоящего Федерального закона. В состав Правления этого органа (организации) на паритетных началах включаются представители работодателя и работников.
С т а т ь я 22. Организация государственного контроля за деятельностью органа (организации), по управлению негосударственной системой
Государственный контроль за деятельностью органа (организации) по управлению негосударственной системой осуществляется государственными органами, на которые законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль за соответствующими сферами деятельности, а также уполномоченным органом, предусмотренным статьей 28 настоящего Федерального закона.
С т а т ь я 23. Участие работника в негосударственной системе
Участие работника в негосударственной системе профессиональных пенсий определяется Положением о системе (Статья 17) и является для него обязательным при наступлении условий, предусмотренных указанным Положением.
Работники, не достигшие 18-летнего возраста, участвуют в негосударственной системе исключительно на добровольной основе.
С т а т ь я 24. Участие различных профессиональных групп работников в негосударственной системе
Договором или Соглашением, предусматривающим создание негосударственной системы, могут быть установлены условия участия работников в этой системе, дифференцированные по условиям труда, независимо от наименования профессии. Однако персональный подход при этом не допускается.
С т а т ь я 25. Прекращение участия работника в негосударственной системе
Участие работника в негосударственной системе профессиональных пенсий прекращается по основаниям, предусмотренным соответствующим Положением о системе. Запрещается прекращение участия в негосударственной системе в качестве меры дисциплинарной и иной персональной ответственности работника, а также какой-либо иной индивидуальный подход.
С т а т ь я 26. Гарантии сохранения прав, накопленных в негосударственной системе, при переходе на другую работу или прекращении работы
Участнику негосударственной системы гарантируется сохранение накопленных прав при переходе на другую работу или прекращении работы на следующих основаниях:
При переходе на работу в другой организации, дающую право на участие в негосударственной системе этой организации, накопленные права в соответствующем денежном эквиваленте передаются негосударственной системе по новому месту работы.
При переходе на другую работу, не дающую права на участие в негосударственной системе, или при прекращении работы участник имеет право при достижении возраста, предусмотренного соответствующим Положением о негосударственной системе, на пенсионные выплаты в размере, пропорциональном накопленным правам, объем которых определяется согласно Положению. Правила, установленные настоящим пунктом, не распространяются на граждан, участвовавших в негосударственной системе менее года. Последним в случае прекращения участия в негосударственной системе возвращаются взносы, уплаченные им в эту систему.
С т а т ь я 27. Размеры взносов в негосударственную систему
Размер взносов работника и работодателя в систему профессиональных пенсий устанавливается Договором или соответственно Соглашением, предусматривающим создание системы профессиональных пенсий. При этом доля работодателя не должна быть менее 50 процентов общей суммы взносов.
Глава III. Заключительные положения
С т а т ь я 28. Переходные положения
Переход от системы льготных пенсий, действовавших ко дню издания настоящего Федерального закона, к системе профессиональных пенсий осуществляется постепенно в течение 10 лет (с 1 января 200…года по 31 декабря 20…года) соблюдением следующих условий:
1. В течение переходного периода, предусмотренного настоящей статьей, сохраняются назначения и выплаты государственных льготных пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” работникам, которые достигли ко дню обращения (в пределах переходного периода) необходимого возраста и имели к этому времени стаж работы, дающий право на льготную пенсию. При этом за период работы, дающей право на льготную пенсию, в негосударственной организации после вступления в действие настоящего Федерального закона работодатель возмещает расходы по пенсионному обеспечению его работников пропорционально продолжительности такой работы. Порядок и размеры возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации указанных расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В таком же порядке сохраняются назначение и выплата пенсий за выслугу лет.
2. Для работников, занятых на работах с особо тяжелыми условиями труда (Статья 5 и 8), сохраняется в полном объеме порядок пенсионного обеспечения по старости и за выслугу лет, предусмотренный Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" впредь до создания специальной государственной системы профессиональных пенсий для этих работников.
3. При наступлении срока заключения коллективного а или соответствующего Соглашения, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, в переходный период, предусмотренный настоящей статьей, стороны обязаны рассмотреть вопрос о создании негосударственной системы профессиональных пенсий, по крайней мере, для работников занятых на работах, которые дают право на государственную льготную пенсию, либо о компенсациях за эту работу.
4. По окончании переходного периода, предусмотренного настоящей статьей, назначение государственных льготных пенсий за работу в негосударственных предприятиях (организациях), за исключением работы с особо тяжелыми условиями труда, прекращается.
С т а т ь я 29. Государственное регулирование деятельностинегосударственных систем в соответствии с целями и требованиями настоящего Федерального закона
Государственное регулирование деятельности негосударственных систем профессиональных пенсий в соответствии с целями и требованиями настоящего Федерального закона и в интересах защиты прав участников указанных систем, а также и контроль за этой деятельностью осуществляет государственный уполномоченный орган, действующий на основании настоящего Федерального закона и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими представительными органами работников и соответственно работодателей.
На уполномоченный орган, предусмотренный частью первой настоящей статьи, наряду с другими задачами, должна быть возложена разработка типового положения о негосударственной системе профессиональных пенсий и методическая помощь по его применению. При этом названное типовое положение может иметь лишь рекомендательный статус.
С т а т ь я 30. Применение к деятельности негосударственных систем Федерального закона Российской Федерации “О негосударственных пенсионных фондах”
На негосударственные системы, положения о которых предусматривают создание пенсионных фондов, распространяется действие Федерального закона Российской Федерации “О негосударственных пенсионных фондах” части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
С т а т ь я 31. Рассмотрение споров
Споры по вопросам, связанным с участием в негосударственной системе, назначением и прекращением пенсионных выплат разрешаются органом по управлению негосударственной системой. Если гражданин (организация) не согласен с решением, принятым этим органом, спор разрешается в суде в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
С т а т ь я 32. Разработка и приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. В связи с принятием настоящего Федерального закона действующие нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
3. Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок представить в установленном порядке предложения о подготовке новых федеральных законов и внесению изменений и дополнений в действующие федеральные законы, вытекающих из настоящего Федерального закона.
С т а т ь я 33. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Постатейный комментарий к проекту Закона
К преамбуле
- В современной практике не приняты преамбулы в законах. Однако по тактическим соображениям до определенных пор следовало бы сохранить в проекте преамбулу в целях разъяснения основных идей закона.
- Предполагается, что в большинстве случаев собственники предприятий (работодатели) и работники предпочтут компенсировать тяжесть или вредность условий труда более высокой его оплатой. Таким образом в перспективе институт досрочных пенсий по старости (льготных пенсий) будет сведен к минимуму. Профессиональные пенсии, как это наблюдается в большинстве стран с высоко развитыми пенсионными системами, будут выполнять функцию дополнительного (по отношению к общегосударственной системе) пенсионного обеспечения при достижении общего пенсионного возраста.
К статье 1
Имеется в виду проект названного закона. Предполагается, что закон о профессиональных пенсиях может быть принят после него или в “пакете” с ним.
К статье 2
При обсуждении данной статьи, помимо прочего, безусловно, жаркие споры разгорятся вокруг пенсий за выслугу лет врачам и другим медицинским работникам, а также работникам образования. Но, многолетняя практика убеждает, что эти пенсии фактически выполняют функцию дополнительного заработка при наличии соответствующего специализированного стажа работы. Поэтому пенсии должны быть заменены соответствующей оплатой труда. Кроме того, по имеющимся наблюдениям, в негосударственных (не бюджетных) медицинских учреждениях и учреждениях образования в связи с более высокой оплатой труда имеется достаточная заинтересованность в работе. Представляется, что, по крайней мере, работники негосударственных учреждений должны быть исключены из сферы государственного льготного обеспечения.
К статье 3
- Существуют разные определения для понятий “актуарий”, “актуарный”. В данном тексте употреблено наиболее близкое к тому, которое дается в энциклопедии “Британика”
- Терминология “особо тяжелые условия труда” приближена к принятой в действующем законодательстве.
- Проект исходит из того, что все эти разновидности государственных льготных пенсий, в том числе и пенсии за выслугу лет, должны быть заменены системой профессиональных пенсий по старости или за выслугу лет. При этом расходы по финансированию должны нести собственники соответствующих предприятий (организаций).
- Термин “пенсионные выплаты” введен в связи с тем, что в проекте закона "Об основах пенсионной системы в Российской Федерации" пенсия определяется как ежемесячная выплата. Однако, на взгляд разработчика, создатели профессиональной системы вправе установить и другую периодичность выплаты. Особенно, если это касается дополнительного пенсионного обеспечения
- В действующем законодательстве о труде, в частности в Кодексе законов о труде нет определения понятий “работодатель”, “работник”. Они приводятся лишь в законе о профсоюзах.
К статье 7
Дифференциация пенсий по видам собственности предприятий, на которых заняты работник, является ключевым элементом концепции этого закона.
К Статьям 8, 9 и 14
Предполагается, что условия пенсионного обеспечения подземных и подводных работников в обозримом будущем не подвергнутся сколько-нибудь существенным изменениям.
К статье 11
У разработчика нет уверенности в необходимости данной статьи. Но для обсуждения она будет полезна.
К статье 12
Текст не вполне соответствует юридическим требованиям. Он может показаться декларативным. Но разработчику представляется полезным его сохранить в том или ином виде, поскольку в нем даются понятия, существенные для концепции закона.
К статье 13
В законодательстве о подоходном налоге с доходов физических лиц предусматривается исключение из облагаемого дохода всех видов пенсий, в том числе выплачиваемых на основе добровольного пенсионного страхования.
Поэтому предлагаемый в проекте вариант требует всестороннего обсуждения.
К статье 15
Положения этой статьи являются основополагающими во всей концепции закона.
К статье 16
В статье не регламентируется достаточно полно порядок упразднения негосударственной системы профессиональных пенсий. Разработчик исходил из презумпции разработки соответствующих правил при определении статуса уполномоченного органа (предположительно – Инспекция негосударственных пенсионных фондов), предусмотренного статьей 28 проекта закона.
К статье 17
Название юридического документа, определяющего статус негосударственной системы профессиональных пенсий, может быть любым. По мнению разработчика формальных препятствий к этому в действующем законодательстве Российской Федерации нет.
Следует обратить на запись о равенстве прав мужчин и женщин. Она учинена в провокационных целях, хотя и соответствует полностью Конституции Российской Федерации.
К статье 18
О размещении резервов негосударственной системы см. статью 20 и комментарий к ней.
К статье 19
Положения статьи, касающиеся компенсации расходов негосударственным системам, лежат в основе всей логики относительно безболезненного перехода от централизованной системы льготных пенсий к децентрализованным профессиональным системам. При этом, по мнению разработчика, других объективных и универсальных критериев оценки рисков, кроме предлагаемых в данной статье, до сих пор не найдено. Для реализации предлагаемых решений потребуется осуществить трудоемкий мониторинг льготного пенсионного обеспечения с репрезентативным охватом регионов, отраслей, климатических поясов, в которых трудились граждане, получающие льготные пенсии. Должны быть учтены распределения пенсионеров по полу, возрасту, общему и “льготному” стажам работы, по продолжительности “пенсионной” жизни и др. Только при этом условии могут быть произведены актуарные оценки, предусмотренные в статье.
Редакция статьи в известном смысле носит “просветительский” характер и на определенном этапе прохождения законопроекта может быть упрощена.
К статье 20
Цель данной статьи – защитить имущество (финансовые ресурсы) профессиональных пенсий от рисков, которые, как показал опыт последних лет, связаны с негосударственными банковскими и другими финансовыми структурами.
К статье 21
Статья призвана реализовать принципы, провозглашенные в статье 4 проекта и других Статьях проекта. Предполагается, что более детально они могут быть разработаны в типовом Положении, упомянутом в статье 29 проекта.
К статье 22
По мнению разработчика, содержание статьи в комментариях не нуждается. Требуется лишь обсуждение.
К статье 23
Принцип добровольности, лежащий в основе всей идеологии негосударственных систем профессиональных пенсий, распространяется лишь на создание этих систем. Но коль скоро решение о создании системы принято, участие в ней становится обязательным для работников соответствующих профессиональных коллективов. Вместе с тем принуждать несовершеннолетних работников к участию в системе было бы несправедливо. Статья изложена с учетом зарубежного опыта.
К Статьям 24 и 25
Представляется, что содержание этих статей не нуждается в комментариях и требует только обсуждения специалистами.
К статье 26
В статье отражена практика, применяемая в негосударственных пенсионных системах других стран. Однако существуют и иные подходы к сохранению накопленных прав. В частности, допускается наследование при определенных условиях накопленных прав.
Данная Статья претендует лишь на основу для обсуждения.
К статье 27
В международной практике доля работника, как правило, составляет менее 50 процентов. По имеющимся данным, работодатель покрывает в среднем около 2/3 общей суммы взносов.
К статье 28
Наиболее существенными положениями этой статьи являются:
- продолжительность переходного периода;
- возмещение расходов на льготные пенсии за работу в переходный период в негосударственной организации;
- порядок сохранения льготного пенсионного обеспечения за работу с особо тяжелыми условиями труда;
- безоговорочное прекращение назначения за работу в приватизированных организациях государственных льготных пенсий, кроме пенсий за работу с особо тяжелыми условиями труда.
Сомнительным, хотя и соответствующим концепции данного варианта закона, является разный подход к возмещению расходов на льготные пенсии за работу в государственных и приватизированных организациях. Возможно, справедливее было бы предусмотреть соответствующую компенсацию за работу в государственных организациях из бюджета, сверх обычных взносов. Есть и другие положения статьи, нуждающиеся в тщательном анализе и обсуждении.
К Статьям 29-33
Представляется, что смысл и назначение этих статей понятны, по крайней мере, для специалистов и требуют лишь обсуждения.