О проекте
- О проекте
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- Контакты
-
Архив сайта
-
Разное
- Пенсионные актуарии
- Профессиональные пенсионные системы
-
Пенсионная реформа
- Законопроект О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
- Аналитические материалы
- Критические материалы о пенсионной реформе
- Пенсионная реформа в странах СНГ
- Международный опыт пенсионной реформы
- Интернет публикации о пенсионной реформе
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- История трудовой пенсии. Как понятная, приемлемая пенсия стала «невыгодной»
- Инвестирование пенсионных резервов
- Государственное пенсионное обеспечение
- Обязательное пенсионное страхование
-
Разное
О ходе реализации пенсионной реформы
Материалы к заседанию Правительства 17.10.02
О ходе реализации пенсионной реформы
(материал предоставлен Пенсионным фондом Российской
Федерации)
Практическая реализация пенсионной реформы в России началась с 1 января 2002 г., то есть с момента вступления в силу следующих федеральных законов: от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ; "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Также с 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Кроме того, к настоящему времени принят и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии".
Одно из главных мест в новом пенсионном законодательстве занимает Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Он устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в России, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также их ответственность.
Страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования в России является государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации. Обязательное пенсионное страхование в России распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, то есть право на пенсию они имеют наравне с российскими гражданами.
Названный Федеральный закон определяет порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации формируются, в основном, за счет страховых взносов, имеют целевое назначение, являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Тарифы страховых взносов устанавливаются в пропорции на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. За всех застрахованных работников старших возрастов пенсионные взносы в полном объеме направляются на финансирование лишь страховой части пенсии. Пенсионные взносы за мужчин, родившихся в 1953 г. и позднее, и за женщин, родившихся в 1957 г. и позднее, подразделяются на две доли - для финансирования страховой и накопительной частей их трудовой пенсии. Учет накопительных страховых взносов отражается в специальной части индивидуального лицевого счета.
Отметим, что с 1 января 2002 года около 70 процентов работающих граждан начали формировать обязательные пенсионные накопления за счет отчислений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Важнейшим законом, через который проводится пенсионная реформа, является Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Под его действие попадает подавляющее число пенсионеров: как нынешних, так и будущих.
Данным Федеральным законом определены понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования пенсий. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Указанный Федеральный закон не предусматривает каких-либо ограничений по выплате трудовой пенсии тем пенсионерам, которые продолжают выполнять оплачиваемую работу.
Трудовая пенсия может состоять из трех различных частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров. Размер страховой части определяется исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала), поделенной на ожидаемый период выплаты пенсии. Накопительная часть устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии. Все три части пенсии подлежат индексации по собственным правилам.
В целях сохранения пенсионных прав застрахованных лиц при переходе к новой пенсионной системе Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплен порядок и механизм оценки названных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Порядок и процесс инвестирования пенсионных накоплений определяется Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии".
Основополагающим принципом размещения пенсионных накоплений является принцип их инвестирования в финансовые активы высокой надежности (государственные ценные бумаги, облигации и акции российских эмитентов; ипотечные ценные бумаги; депозиты в рублях в кредитных организациях; иностранную валюту на счетах в кредитных организациях и др.).
Пенсионный фонд Российской Федерации передает пенсионные накопления управляющим компаниям, отобранным на основании конкурса, которые и осуществляют непосредственное инвестирование средств пенсионных накоплений в различные финансовые инструменты. Застрахованное лицо имеет возможность самостоятельно выбрать управляющую компанию (инвестиционный портфель), которой должны быть переданы перечисленные за него средства пенсионных накоплений, а также отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать какой-либо негосударственный пенсионный фонд.
Со стороны государства и общества создается определенная система контроля за процессом инвестирования средств пенсионных накоплений.
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" построен на нестраховых принципах. Он регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий социально значимым категориям граждан: федеральным государственным служащим; лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф; гражданам, проходившим военную службу; участникам Великой Отечественной войны и нетрудоспособным лицам. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета. Данный Федеральный закон закрепляет право некоторых категорий граждан на получение двух пенсий.
В соответствии с принятыми законодательными актами по реформированию пенсионной системы территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с 1 января 2002 г. осуществляется назначение и перерасчет пенсий исходя из новой модели обязательного пенсионного страхования.
При этом всем без исключения гражданам, получавшим на 1 января 2002 г. трудовую пенсию, был произведен ее перерасчет по новым нормам.
По предварительным данным в результате перерасчета размеров пенсий около 12 млн. человек получили существенную прибавку к пенсии, которая в среднем составила 346 руб.
Средний размер увеличения пенсий по отдельным категориям составил:
· работающим Пенсионерам - 455 руб.;
· инвалидам труда I группы и гражданам в возрасте 80 лет и старше -331 руб.;
· пенсионерам по старости в связи с особыми условиями труда - 221 руб.;
· пенсионерам, выехавшим из районов Крайнего Севера, получающим пенсию по старости за работу на Крайнем Севере, - 326 руб.;
· инвалидам и участникам Великой Отечественной войны - 247 руб.;
· родителям и вдовам погибших военнослужащих - 652 руб.;
· пенсионерам, имеющим иждивенцев - 123 руб.;
· инвалидам с детства, детям-инвалидам и детям, потерявших обоих родителей (социальные пенсии) - 337 руб.
По оперативным данным фактические расходы на выплату пенсий за январь 2002 года составили около 49,4 млрд. руб., из них дополнительные затраты, связанные с перерасчетом пенсий, - около 4,1 млрд. руб.
С 1 февраля 2002 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 января 2002 г. N 42 была осуществлена индексация базовой и страховой части трудовой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 6,5 процентов.
В результате проведения данной индексации средний размер всех видов пенсий возрос до 1370 руб. (на 80 руб.), а дополнительные расходы составили свыше 3,0 млрд. руб. в месяц.
При этом минимальный размер пенсии увеличился с 660 до 702,9 руб. (на 42,9 руб.); максимальный размер пенсии с 1504 до 1602 руб. (на 98 руб.); максимальный размер пенсии для пенсионеров, проживающих на Крайнем Севере с 2381 до 2536 руб. (на 155 рублей).
С 1 августа текущего года с учетом темпов роста потребительских цен на товары и платные услуги все виды пенсий повышены на 9 процентов, а не на 7 процентов, как было предусмотрено в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год.
В результате средний размер увеличения трудовой пенсии оказался равным 116,98 руб., а дополнительные расходы на индексацию составили 4,72 млрд. руб. в месяц.
Отметим, что по состоянию на 1 сентября 2002 г. в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения обратилось 13687047 граждан (без учета данных по Москве).
Из них за назначением пенсии - 1561234 человек, в том числе за назначением трудовой пенсии - 1435204, за назначением пенсии по государственному пенсионному обеспечению - 135363.
С 1 января по 1 сентября 2002 г. назначено 1472877 трудовых пенсий и 135295 пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Количество произведенных перерасчетов в связи с уточнением расчетного пенсионного капитала, определенного по состоянию на 1 января 2002 г., -6245537.
1. Реализация пенсионной реформы требует принятия значительного числа подзаконных нормативных правовых актов.
С целью реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" было принято постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30.
Данным постановлением утверждены планы подготовки проектов нормативных правовых актов.
Согласно плану подготовки постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Минтрудом России и Пенсионным фондом Российской Федерации были подготовлены и в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации следующие проекты его постановлений:
· Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (принято постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437);
· Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год (принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 498);
· Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (принято постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516);
· О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (принято постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537);
· Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555);
· О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (письмом Минтруда России от 31 июля 2002 г. N 1567-ПР направлен в Правительство Российской Федерации);
Согласно плану подготовки постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Минтрудом России были подготовлены и в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации следующие проекты его постановлений и других нормативных правовых актов:
· "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 141);
· "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов работы (службы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" (письмом Минтруда России от 4 июля 2002 г. N 1370-ПР направлен в Правительство Российской Федерации);
· проект Указа Президента Российской Федерации "О должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" (письмом от 4 июля 2002 г. N 1370-ПР направлен в Правительство Российской Федерации);
Согласно плану подготовки постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионным фондом Российской Федерации были подготовлены и в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации следующие проекты его постановлений:
· проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал" (принято постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня N407);
· проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации" (принято постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N 408).
Согласно плану подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и Пенсионного фонда Российской Федерации, определяющих порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Пенсионным фондом Российской Федерации и Минтрудом России были подготовлены следующие нормативные правовые акты:
· постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002г. N 16/19 па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
· постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19 пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
На основании пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 в целях приведения законодательных актов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствие с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Минтрудом России и Пенсионным фондом Российской Федерации были подготовлены и в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации проекты следующих нормативных правовых актов:
· проект федерального закона "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, распоряжение от 17 августа 2002 г. N 1114-р);
· проект постановления Правительства Российской Федерации "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам исчисления пенсий и других социальных выплат" (принято постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 г. N 658);
· проект указа Президента Российской Федерации "О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (принят Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2002 г. N 648).
Кроме того, в настоящее время готовится к внесению в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который проходит стадию согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Таким образом, многие подзаконные нормативные правовые акты, принятие которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", уже разработаны и введены в действие, другие же должны быть подготовлены в различные сроки, вплоть до июля 2003 года.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. N ВМ-П12-12980 Минэкономразвития России представило в Правительство Российской Федерации письмом от 19 сентября 2002 г. N 3953-П доработанный с учетом замечаний и предложений заинтересованных министерств и ведомств проект плана-графика подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "Об инвестировании средств страховых взносов для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Проект согласован с Минтрудом России, Минфином России - с замечаниями, Минюстом России, ФКЦБ России и Пенсионным фондом Российской Федерации - с замечаниями.
30 сентября 2002 г. у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко было проведено совещание по вопросу согласования проекта плана-графика.
Названный проект плана-графика был уточнен в соответствии с решениями, принятыми на указанном совещании, согласован и направлен в Правительство Российской Федерации письмом Минэконоразвития России от 2 октября 2002г.N4135-П.
Вместе с тем в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об инвестировании средств страховых взносов для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 652 "Об утверждении правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации".
2. В настоящее время на разных стадиях подготовки и рассмотрения находятся проекты других федеральных законов, также направленных на реализацию пенсионной реформы. К ним относятся законопроекты "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем", а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие федеральные законы от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Законопроект "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" внесен в Государственную Думу распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 226-р одновременно с законопроектом "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем". Законопроекты были рассмотрены на Совете Государственной Думы 5 марта 2002 г.
Ответственным за подготовку данных законопроектов к рассмотрению Государственной Думой является Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам.
25 марта 2001 г. состоялись парламентские слушания по законопроектам пенсионной реформы, в том числе и по проектам федеральных законов "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" и "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем".
26 июня 2002 г. названные законопроекты были приняты Государственной Думой в первом чтении (постановления Государственной Думы от 26 июня 2002 г. N 2924-Ш ГД и N 2926- III ГД).
В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовило поправки к данным законопроектам для рассмотрения их во втором чтении, которые направлены в Правительство Российской Федерации письмом Минэкономразвития России от 5 сентября 2002 г. N 3792-П.
30 сентября 2002 г. у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко было проведено совещание по вопросу согласования поправок к данным законопроектам. Рассмотрение этих поправок на заседании Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам намечено на 21 октября 2002 г.
Второе чтение по законопроектам "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" и "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем" планируется на октябрь 2002 г.
Отметим, что проект федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах" направлен на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда. Проект предусматривает создание профессиональных пенсионных систем, в рамках которых будут формироваться пенсионные права работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда. При этом работники полностью или частично сформировавшие свои права на льготную пенсию, сохранят возможность реализовать их в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Финансирование профессиональных пенсионных систем предполагается обеспечить за счет уплаты работодателем дополнительных обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по тарифу, определяемому законопроектом "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем", либо пенсионных взносов в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды, исчисленных в размере тарифа обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы планируется предоставить работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда.
Законопроект "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем" устанавливает обязательный к уплате платеж - страховой взнос на финансирование профессиональных пенсионных систем, созданных с участием Пенсионного фонда Российской Федерации. Данный платеж призван обеспечить мобилизацию средств для реализации прав работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, на выплаты из профессиональных пенсионных систем в соответствии с проектом федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации".
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" подготовлен в целях реализации положений Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (статьи 5 и 32), согласно которым негосударственным пенсионным фондам с 1 января 2004 г. предоставлено право участвовать в отношениях по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщиков.
Данный законопроект одобрен Правительством Российской Федерации 16 мая 2002 г. и после доработки межведомственной рабочей группой Минтруда России внесен Правительством Российской Федерации распоряжением от 31 мая 2002 г. N 732-р в Государственную Думу.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" направлен на уточнение, расширение и конкретизацию процедур регулирования правовых, экономических и социальных отношений, возникающих при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также основных принципов государственного регулирования, надзора и контроля за их деятельностью (как по негосударственному пенсионному обеспечению, так и в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию).
Законопроектом для негосударственных пенсионных фондов предусмотрены равные с Пенсионным фондом Российской Федерации условия и требования к осуществлению деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. С этой целью в проект включены нормы, аналогичные предусмотренным Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", которые определяют права, обязанности и ответственность всех субъектов отношений (негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии, независимые актуарии и аудиторы).
В целях обеспечения и гарантирования прав застрахованных лиц проектом предусмотрены процедуры, регламентирующие порядок выбора застрахованным лицом негосударственного пенсионного фонда в качестве страховщика, заключения и прекращения застрахованным лицом соответствующего договора с негосударственным пенсионным фондом, перехода застрахованного лица в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также порядок перевода пенсионных накоплений застрахованного лица в другой негосударственный пенсионный фонд либо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрена регистрация сведений застрахованных лиц, заключивших договоры об обязательном пенсионном страховании с негосударственными пенсионными фондами, в Едином реестре застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Проектом закона установлено, что учет пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде ведется на специальном индивидуальном пенсионном счете застрахованного лица в соответствии с требованиями, предусмотренными в системе индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному пенсионному страхованию, применяемого Пенсионным фондом Российской Федерации.
В проекте закона определены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в пределах своей компетенции государственное регулирование, надзор и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию.
Проектом закона предусмотрено, что негосударственный пенсионный фонд для осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию должен иметь соответствующую лицензию и отвечать дополнительным, требованиям, устанавливаемым законом.
В связи с разработкой проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Данным проектом предусматривается введение дополнительного вида лицензируемой деятельности - "деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию".
В настоящее время осуществляется подготовка ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", принятого Государственной Думой постановлением от 28 июня 2002 г. N 2960-III ГД в первом чтении. Сформирована рабочая группа во главе с Председателем Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы А.В. Селивановым и в первой половине октября предусмотрено завершить подготовку таблицы поправок к законопроекту.
Вступление в силу с 1 января 2002 г. нового пенсионного законодательства потребовало внесения соответствующих дополнений и изменений в законодательную базу по персонифицированному учету.
В этой связи Пенсионным фондом Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", направленный на реализацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета положений федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии".
Названный законопроект носит кодификационный характер. Текст Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" приводится в соответствие с терминами и понятиями, предусмотренными указанными выше федеральными законами.
Законопроект был внесен в Государственную Думу распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 680-р.
На данный момент законопроект "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" принят Государственной Думой постановлением от 28 июня 2002 г. N 2959-III ГД в первом чтении.
Ответственным за доработку указанного законопроекта с учетом поступивших поправок и подготовку его к дальнейшему рассмотрению является Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике.
В настоящее время осуществляется подготовка проекта к рассмотрению во втором чтении. Поправки Правительства Российской Федерации к данному законопроекту в Государственную Думу не направлялись.
3. В целях реализации Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" следует разработать нормативную правовую базу по следующим направлениям:
· организация управления средствами пенсионных накоплений;
· порядок проведения конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний в системе обязательного пенсионного страхования;
· порядок назначения государственной управляющей компании для инвестирования средств пенсионных накоплений лиц, которые не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании);
· формирование инвестиционного портфеля;
· публикуемая отчетность о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования.
В случае принятия законопроектов "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" и "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем" потребуется внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты:
· часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации;
· Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
· Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования";
· Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
· Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
· Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Кроме того, после принятия указанных законопроектов для функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем потребуется подготовить большое количество подзаконных нормативных правовых актов.
Также будет продолжена работа соответствующими министерствами и ведомствами по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30.
После принятия нормативных правовых актов по пенсионным вопросам, подготовленным в рамках реформирования пенсионной системы, содержащиеся в них нормы должны быть кодифицированы в рамках Пенсионного кодекса Российской Федерации, проект которого целесообразно подготовить в течение 2003 года.
4. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" на 1 октября 2002 г. в 86 субъектах Российской Федерации (кроме Республики Северная Осетия - Алания, Хабаровского края и Москвы) полностью осуществлена передача полномочий по назначению и выплате пенсий.
В Хабаровском крае и Республике Северная Осетия - Алания соответствующие мероприятия по передаче полномочий по назначению и выплате пенсий от органов социальной защиты населения территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации проводятся в настоящее время.
Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с Правительством Москвы рассматриваются вопросы взаимодействия в организации работ, связанных с передачей полномочий по назначению и выплате пенсий. За период с 2001 года Пенсионным фондом Российской Федерации был подготовлен ряд вариантов Соглашений с Правительством Москвы, а также Концепция по созданию единой пенсионной службы и расчеты потребности в средствах для создания и содержания пенсионных служб.
5. В 2003 году будет продолжено постепенное повышение реального уровня пенсионного обеспечения граждан при одновременном поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы и соблюдении макроэкономических ограничений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации и федеральным бюджетом.
Сформирован проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год, согласно которому расходы на выплату трудовых пенсий в 2003 году определены с учетом индексации страховой части трудовой пенсии на 12,35 процента.
Одновременно проектом бюджета определен размер дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии исходя из индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера и выполнения иных условий, предусмотренных подпунктом 5 пункта 7 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии с 1 апреля 2003 года определено в размере 11,2 процента.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости в целях его приближения к величине прожиточного минимума пенсионера планируется установить с 1 февраля 2003 г. в сумме 550 руб. и с 1 августа 2003 г. в сумме 600 руб. в месяц.
Таким образом, предполагается, что суммарный коэффициент повышения пенсий в 2003 году составит для базовой части трудовой пенсии — 14,75 процентов, для страховой части - 25 процентов. При этом средневзвешенный статистический размер трудовой пенсии увеличится за 2003 год на 21% (или 304 руб.) и будет составлять к январю 2004 года 1777 руб.
В целях улучшения обслуживания населения и информированности граждан о пенсионной реформе территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации проводят следующие мероприятия:
· осуществляют ежедневный прием граждан по вопросам назначения и перерасчета пенсий;
· проводят широкую разъяснительную работу по доведению до населения основных положений пенсионного законодательства, преимуществ новой пенсионной системы, позитивных результатов пенсионной реформы с широким использованием печатных и электронных средств массовой информации и современных информационных технологий, в том числе и среди молодежи (студентов, учащихся). При этом активно используется социальная реклама, издаются соответствующие буклеты, брошюры и т.д.
· организовывают выступления ответственных работников по вопросам реформы пенсионной системы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также по месту жительства граждан;
· осуществляют мониторинг общественных настроений с целью получения объективной информации о степени удовлетворенности новой пенсионной моделью и вносят на основе его анализа необходимые уточнения и изменения в разъяснительную работу среди населения.
При этом помещения региональных отделений, управлений (отделов) Пенсионного фонда Российской Федерации оборудованы наглядными пособиями, отражающими преимущества новой системы исчисления пенсий, примерами определения пенсий по ее видам, образцами документов по проведению перерасчета пенсий пенсионерам.
Кроме того, в августе текущего года Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках пилотного проекта впервые осуществил централизованную рассылку застрахованным лицам отправлений с информацией о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.