О проекте

Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения

Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения,
неурегулированные Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения

Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения,
неурегулированные Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения
1. Общие вопросы негосударственного пенсионного обеспечения
Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, одобренной Правительством РФ в августе 1995 года, предполагается увеличение роли дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения.

Негосударственное пенсионное обеспечение, в будущем, должно дополнительно составлять до 20-40% от последней заработной платы выходящего на пенсию гражданина, а вместе с государственными пенсиями уровень жизни пенсионеров не должен снижаться ниже 80% от уровня жизни работающего.

Пенсионная реформа должна осуществляться постепенно и включать переходный период 10-15 лет, в течении которого сохраняются прежние условия предоставления пенсий и учитываются приобретенные пенсионные права на государственную пенсию.

Пенсионная реформа предполагает кардинальное изменение ответственности за будущую пенсию. В новых условиях ответственность за достаточный уровень пенсионного обеспечения должна возлагаться на работника, работодателя и государство.

Создание многоуровневой пенсионной системы означает пересмотр принципов формирования стоимости рабочей силы в России. Расходы работодателей по финансированию будущих пенсий, обеспечивающие формирование пенсионных накоплений в размере, достаточном для выплаты пенсии в установленных размерах, должны включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), наравне с отчислениями в государственную пенсионную систему.

2. Принципы формирования пенсий
Каждый гражданин имеет право на государственное пенсионное обеспечение, складывающееся из социальных и трудовых пенсий. Социальные и трудовые пенсии финансируются за счет обязательных взносов работающих граждан и работодателей в Пенсионный фонд РФ. Финансирование отдельных видов пособий осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется на принципах солидарности поколений и регионов.

Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных и обязательных отчислений граждан и работодателей на принципах префинансирования и финансового покрытия будущих негосударственных пенсий.

В районах Крайнего Севера, а в дальнейшем и в центральных регионах, возможно создание региональных пенсионных систем, формирующихся за счет обязательных отчислений работодателей и обеспечивающих выплату региональных (северных) пенсий.

Предприятиям и отраслям предоставляется возможность учреждать профессиональные пенсионные системы. Дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение работников осуществляется за счет средств предприятия, а условия выплат специфику и условия труда

Граждане имеют возможность формировать дополнительные пенсионные накопления в специализированных и/или финансовых институтах. Отчисления носят целевой характер и стимулируются государством.

3. Виды дополнительных пенсий
Профессиональные пенсии выплачиваются с учетом условий труда и профессионального риска. Суммируются основания по льготным пенсиям (закон о государственных пенсиях) и основания, установленные при создании ППС. Размер профессиональных пенсий определяется сроком участия в ППС, размером заработной платы (размером отчислений). Муниципальные пенсии являются разновидностью профессиональных пенсий.

Региональные (северные) пенсии выплачиваются из региональных пенсионных систем (территории крайнего севера). Пенсионные накопления используются для решения проблем переезда пенсионеров на материк (единовременная выплата) или для выплаты в виде дополнительных досрочных пенсий.

Дополнительные пенсии формируются за счет средств работодателей и выплачиваются при наступлении обстоятельств, дающих право на пенсионное обеспечение по действующему законодательству. Размер дополнительной пенсии определяется исходя из суммы страховых платежей. ДПО может быть добровольным или обязательным

Частные дополнительные пенсии формируются за счет индивидуальных взносов граждан в специализированные институты. Размер пенсии определяется исходя из суммы страховых платежей.

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется наряду с государственным. Граждане имеют право на любое число дополнительных пенсий из различных источников.

4. Пенсионный план (схема) как базовый элемент организации пенсионного обеспечения
Базовым элементом организации пенсионного обеспечения является пенсионная схема (план). Пенсионная схема - совокупность условий дополнительного пенсионного обеспечения, в том числе:

- порядок, условия, формы, размеры, периодичность уплаты взносов;

- порядок учета пенсионных обязательств;

- условия возникновения права на пенсию;

- возможность досрочного выхода, порядок досрочного расторжения договора о ДПО, условия перевода приобретенных пенсионных прав (пенсионных накоплений);

- порядок распределения инвестиционного дохода и требования к инвестированию пенсионных активов;

- принципы и методика расчета пенсионных выплат;

- порядок и условия пенсионных выплат;

- условия прекращения договорных отношений по ДПО (наследование, смерть участника и т.д.);

Пенсионный план (схема) рассматривается как совокупность единых нормы пенсионного обеспечения для группы участников.

Пенсионные планы (схемы) могут быть обязательными и добровольными.

Пенсионные планы (схемы) обязательные для работодателя:

- наличие вредных или тяжелых условий труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;

- размещение производства в районах с тяжелыми климатическими условиями;

- наличие положений о ДПО в коллективных договорах;

Пенсионные планы (схемы) добровольные:

- интересы и добрая воля работодателя;

- отчисления граждан;

5. Институциональная организация негосударственного пенсионного обеспечения
Пенсионные системы - обязательные пенсионные схемы вводимые законом. Пенсионная система включает в себя понятие пенсионная схема и институт, осуществляющий организацию пенсионного обеспечения.

Пенсионные системы:

- государственная (общенациональная) пенсионная система, обеспечивающая выплату социальных и трудовых пенсий;

- региональная пенсионная система, обеспечивающая выплату региональных (северных) пенсий,

- профессиональная пенсионная система, обеспечивающая выплату пенсий от работодателя в связи с вредными условиями труда.

Государственный пенсионный фонд (Пенсионный Фонд РФ; возможно - Федеральная Пенсионная Служба) - единая система для организации государственного пенсионного обеспечения на принципах солидарности поколений и регионов.

Негосударственные пенсионные фонды как держатели (организаторы, учредители) пенсионных схем (планов). Принципы организации и контроля зависят от типа пенсионных схем. Требуется дополнительная законодательная база.

Возможно дополнительное разделение НПФ на:

- частные пенсионные фонды, осуществляющие накопление и приращение дополнительных добровольных взносов предприятий и граждан;

- корпоративные пенсионные фонды, осуществляющих формирование и выплату профессиональных пенсий;

- муниципальные пенсионные фонды, организованные для учета пенсионных накоплений муниципальных служащих и выплаты им дополнительных пенсий.

- территориальные пенсионные фонды, осуществляющие формирование и выплаты региональных пенсий.

Страховые компании осуществляют добровольное пенсионное страхование в соответствии с законом "О страховании".

Банки могут открывать именные пенсионные счета в соответствии с законодательством о банках.

6. Принципы финансирования
В процессе проведения пенсионной реформы должна быть значительно увеличена финансовая нагрузка на работников и работодателей при одновременном снижении затрат на эти цели со стороны государства.

Для реализации этой цели вводится новый механизм финансирования, предусматривающий изменение тарифа отчислений в государственный пенсионный фонд, а также поощрение и стимулирование работодателей и работников по перечислению ими собственных средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

При этом важным требованием является достижение оптимального сочетания фискальных и рыночных принципов финансирования с учетом складывающихся условий и тенденций, экономического положения предприятий и роста доходов граждан.

При проведении пенсионной реформы (в части перевода льготных пенсий в профессиональные пенсионные системы) необходимо разрешить целый ряд противоречий, связанных с тем, что основанием для выплаты льготных пенсий является действующее законодательство, а механизм их финансирования - добровольные отчисления работодателей.

Финансирование через обязательные отчисления возможны по законодательно определенным пенсионным схемам в государственные, профессиональные и региональные пенсионные системы.

Финансирование льготных пенсий стимулируется государством через установление (изменения) тарифа обязательных отчислений в профессиональные пенсионные системы.

Финансирование региональных пенсий стимулируется через установление базы (процентные надбавки или региональные коэффициенты) для обязательных отчислений в территориальные пенсионные фонды.

Государственное стимулирование отчислений возможно при участии граждан в индивидуальных схемах, а также для работодателей, обеспечивающих формирование дополнительных пенсий от предприятий

7. Бухгалтерский учет и налогообложение
Пенсионные выплаты облагаются подоходным налогом как текущий доход гражданина.

Пенсионные активы собственность фонда, обеспечивающая его обязательства. Пенсионные активы не подлежат налогообложению. Инвестиционный доход направляемый на увеличение пенсионных активов приводит к одновременному увеличению обязательств. Комиссионные фонда, управляющей компании и др. определяются сметой расходов, а превышение доходов над расходами облагается налогом на прибыль.

Пенсионные взносы граждан на ДПО имеют льготы по подоходному налогу.

Пенсионные взносы работодателей имеют целевое назначение, не облагаются налогом на прибыль, подоходным налогом и другими обязательными отчислениями.

Пенсионные активы учитываются на отдельном счете, отдельно по каждой пенсионной схеме. Пенсионные активы не облагаются налогами с оборота и на имущество (привлеченные средства).

Управляющие компании при размещении активов на финансовом рынке обязаны указывать "пенсионный характер" средств и указывать их реального владельца.

8. Организация контроля и защита интересов субъектов
Региональные, Профессиональные и Муниципальные пенсионные системы создаются на основании закона (федерального или регионального) или решения органа исполнительной власти.

Институты ДПО (НПФ, СК и банки) контролируются государством через лицензирование и текущую отчетность.

Лицензирование институтов ДПО. Для того чтобы юридическое лицо получило право действовать на рынке дополнительного пенсионного обеспечения, оно должно получить лицензию в соответствующем государственном органе. При этом к субъекту могут быть предъявлены дополнительные требования и условия, например - исключительный характер деятельности для НПФ и СК.

Регистрация пенсионных схем (планов). Пенсионная схема должна быть зарегистрирована в установленном порядке, при этом проверяется обоснованность соотношения взносов и выплат, соблюдение прав участников.

Текущий контроль за деятельностью институтов ДПО через обязательную отчетность позволяет государственным органам оперативно отслеживать финансовое состояние институтов ДПО.

Публичность и прозрачность информации позволяет субъектам отношений ДПО самостоятельно оценивать финансовое состояние и ситуацию в институте, где размещены пенсионные накопления.

Свобода перемещения пенсионных накоплений заставляет менеджеров пенсионных фондов наиболее эффективно размещать пенсионные активы и снижать издержки, т.е. возникает конкурентная борьба за участников между институтами ДПО.

Ограничения в инвестиционной политике и обязательная диверсификация вложений является защитой от неквалифицированных или недобросовестных менеджеров. Экономические нормативы позволяют гибко регулировать инвестиционную политику институтов НПФ.

Внешний аудит, оценивание активов и актуарный баланс (актуарное оценивание). Внешние специалисты, независимые от администрации института ДПО, позволят представить объективную ситуацию.

Резервирование, взаимное страхование. Введение подобных механизмов позволит снизить риск и социальную напряженность от возможных банкротств институтов ДПО, особенно в условиях экономического кризиса и в период формирования законодательной и нормативной базы.

9. Законодательное регулирование
Одобрение подходов, изложенных в настоящей статье, означает необходимость нового законодательного определения принципов пенсионного обеспечения и архитектуры пенсионной системы.

Закон "Об основах пенсионного обеспечения" может определить: общий уровень пенсионного обеспечения по всем источникам, гарантированный уровень возмещения по государственной системе; границу между государственным и негосударственным пенсионным обеспечением, виды пенсионных схем и общие принципы их организации, порядок создания профессиональных и региональных систем, источники финансирования ППС и РПС, институты, осуществляющие дополнительное пенсионное обеспечение.

Закон о негосударственном пенсионном обеспечении может определить виды негосударственных пенсий, принципы формирования, права и обязанности участников НПО.

Закон об институтах ДПО (Об НПФ), определяющий порядок создания, принципы деятельности и систему государственного контроля. Возможно понадобится дополнительно определить различные типы негосударственных пенсионных фондов: открытые и корпоративные НПФ, муниципальные и территориальные НПФ.

Закон о региональных пенсионных системах позволит создать основу для принятия регионального пенсионного законодательства и создания региональных пенсионных систем.

Закон о профессиональных пенсионных системах создаст правовую основу перевода льготных пенсий и защитит права участников профессиональных (отраслевых) систем.

Дополнительное законодательное определение потребуется дать для деятельности аудиторов, актуариев и оценщиков активов пенсионных фондов и систем, и других участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения.

Е.Л.Якушев

30.10.1998

Комментарии (1)

  • 14 февраля 2001 22:59 ссылка
    Вопросы пенсионного обеспечения при существующей системе государственного строения и налоговой системе будут "висеть" для государства не решенной проблемой!
    нынешней системе пенсионного фонда невыгодно терять деньги, которые в 99,9% стекаются к ним. только на одних процентах можно было бы создать мощную пенсионную базу! именно это обстоятельство решило в пользу того, что начинается повышение пенсий. наш народ терпелив, но в нынешней ситуации он подошел к пределу. государство и банковская система богатеет за счет пенсионных отчислений, а сами пенсионеры становятся еще беднее...
    необходимо ликвидировать монополии пенсионного фонда, но это невозможно!

Новый комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.