О проекте

V. Заключение

К концу двадцатого века мир пенсионной реформы претерпел кардинальные изменения. В то время как десять лет тому назад переход к накопительной системе рассматривался лишь как авантюра, которую пробуют осуществить несколько стран, сегодня этот подход обсуждается во многих развивающихся и развитых государствах. Очень многие приступили к подготовке или реализации такой реформы. Эта перемена отражает реакцию на неудачные попытки реформировать распределительную систему и представление о том, что переход к накопительной системе будет способствовать экономическому росту. Всемирный Банк, занимаясь проблемами развития, внес определенный вклад в обсуждение этих реформ и помог их проведению во многих странах-клиентах. Что касается пенсий, то представляется, что учебники по экономическому развитию и социальной защите придется переписать.

Несмотря на то, что идущие реформы свидетельствуют о реализуемости комплексного подхода к реформированию системы пенсионного обеспечения, отводящего важную роль накопительному компоненту, усилия, необходимые для их успеха и сдерживания рисков, нередко недооцениваются. Ввиду рисков, стоящих перед каждой страной, переход к частично или полностью накопительной пенсионной системе обязан быть успешным. Хотя полный рецепт такого успеха неизвестен, предлагаются следующие "ингредиенты": гибкость, принадлежность и доверие к реформе, надежные критерии отбора, передача знаний и формирование потенциала. Игнорирование этих компонентов наряду с попытками не отстать от соседних стран - опасный эффект "стадного чувства" - может повлечь за собой весьма высокие социальные, экономические и политические издержки.

Международным организациям, которые занимаются вопросами пенсионной реформы, принадлежит важная роль в расширении возможностей и ограничении риска. Партнерство этих организаций важно хотя бы по трем причинам:

    (i) страны, получающие противоречивые рекомендации и информацию от таких организаций, могут захотеть вообще отказаться от них, что повысит риск краха реформ. В такой ситуации требуется сотрудничество международных организаций, определение областей согласия и выявление аспектов, по которым имеются расхождения. Это позволит странам самостоятельно принимать информированные решения.
    (ii) вообще, несмотря на то, что наши знания о проблемах, связанных с реформой системы пенсионного обеспечения и старением населения с течением времени расширяются, они все же далеки от полноты. По-прежнему сохраняется немало неизвестных и непонятных аспектов. Объединение усилий для того, чтобы воспользоваться сравнительными преимуществами в навыках и информации по решению таких проблем, помогает избежать дублирования работы.
    (iii) международная диверсификация активов пенсионных фондов способна значительно снизить риск, одновременно повышая доходность, и, таким образом, способствовать росту благосостояния. Разные темпы старения в развитых и развивающихся странах позволяют продвинуться еще дальше. Перевод больших объемов средств из развитых стран "бэби-бума" (ОЭСР) в развивающиеся страны одним обеспечит высокую доходность, а другим позволит сформировать больше капитала. В данном контексте международные организации и их сотрудничество могут сыграть новую роль, обеспечивая соблюдение этих условий и погашение средств.
 Библиография
  1. Andrews, E. and Mansoora, R. (1996: The Financing of Pension Systems in Central and Eastern Europe, World Bank Technical Paper No. 339.
  2. Bos et al. (1994): World Population Projection 1994-95, A World Bank Book, Baltimore and London (Johns Hopkins University).
  3. Cerda, L. and Grandolini, G. (1997): Mexico: The 1997 Pension Reform, World Bank, mimeo.
  4. Chand, S. and Jäger, A. (1996): Aging Populations and Public Pension Schemes, IMF Occasional Paper 147.
  5. Demirgüç-Kunt, A. and Schwarz, A. (1996): Taking Stock of Pension Reforms Around the World, World Bank, mimeo, November.
  6. Fox, L., Palmer, E. and McIsaac, D. (1996), Latvian Pension Reform, World Bank (mimeo), May.
  7. Gruber, J. and Wise, D. (1997): Social Security Programs and Retirement around the World, NBER, mimeo.
  8. Holzmann, R. (1988): Reforming Public Pensions, Paris (OECD).
  9. Holzmann, R. (1997a): Pension Reform, Financial Market Development, and Economic Growth: Preliminary Evidence from Chile, IMF Staff Papers 44, No. 2, June, 149-178.
  10. Holzmann, R. (1997b): On the Economic Benefits and Fiscal Requirements of Moving from Unfunded to Funded Pensions, in: European Economy, Special Edition (in print).
  11. Holzmann, R. (1977c): Starting Over in Pensions: The Challenges Facing Central and Eastern Europe, Journal of Public Policy 17, No. 2, 195-222.
  12. James, E. ( ): New System for Old Age Security: Why, How and So What, World Bank, mimeo, November.
  13. Office of the Plenipotentiary (1997): Security through Diversity - Reform of the Pension System in Poland, Warsaw (Office of the Plenipotentiary of Social Security Reform), June.
  14. Rocha, R. and Palacios, R. (1997): The Hungarian Pension System in Transition, World Bank, 2nd draft, mimeo, July.
  15. Vittas, D. (1996): Regulatory Controversies of Private Pension Funds, World Bank, mimeo, November.
  16. World Bank (1994): Averting the Old-Age Crisis: Policies to Protect the Old and Promote Growth, New York (Oxford University Press).
29.03.2002

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.