О проекте

IV. Реализация реформ в странах-клиентах

Выявление основного варианта реформ останавливается на стадии реализации в конкретной стране-клиенте. Реализация требует гибкости, учета предпочтений страны и ее условий. Кроме того, необходим комплексный и богатый набор инструментов - от помощи в разработке реформы, обеспечении верных прогнозов, формирования институционального потенциала, до лучшего представления последствий реформы, главным образом финансовыми рынками. В данной главе кратко рассматриваются основные критерии предоставления помощи и инструменты, разработанные и применяемые Всемирным Банком.

Предпочтения стран, условия в странах и принадлежность реформы. Даже технически наилучшим образом подготовленная реформа системы пенсионного обеспечения обречена на провал, если она не отражает предпочтений страны, и если ей не верит общественность. Подготовка пенсионной реформы должна осуществляться самой страной, ее политиками и техническими специалистами; ей должна сопутствовать поддержка населения. "Посторонние" - например, Всемирный Банк, - могут предоставлять советы на основании мирового опыта, но реформа должна принадлежать самой стране, и от страны же должна исходить поддержка реформы. Столь же важным представляется следующее: условия проведения реформ в разных странах весьма неодинаковы, как в плане отправной точки (например, унаследованная система и уровень развития финансового рынка), так и с точки зрения возможностей по реализации. Это означает, что каждая реформа будет уникальна. Для этого требуется гибкость и смелость в подходах; применение шаблонов здесь немыслимо. Несмотря на то, что недавние реформы пенсионных систем в странах Латинской Америки и Восточной Европы имеют немало схожих черт, полностью одинаковых среди них нет.

В связи с этим Всемирный Банк поддерживает различные варианты реформ. Так, в Литве Банк оказывал правительству содействие в формировании и внедрении относительно скромной распределительной схемы с формулой перераспределения; сотрудничество продолжается в разработке регулятивной базы для дополнительных добровольных программ. В Латвии был избран путь введения распределительной системы с фиктивными счетами с небольшим накопительным компонентом. В Венгрии и Польше обязательный распределительный компонент составит одну треть от общей системы. В Казахстане в процессе реформ предполагается полностью заменить распределительный механизм накопительным. Аналогичному подходу следуют в Боливии, Перу и Мексике; в Аргентине и Коста-Рике предполагается внедрить двухкомпонентную систему пенсионного обеспечения.

Надежные критерии реформы. Несмотря на то, что Всемирный Банк гибко реагирует на предпочтения и условия стран, он не поддерживает все реформы, которые предлагались бы странами. Для нынешних и будущих пенсионеров - да и для страны в целом - слишком многое поставлено на карту, чтобы соглашаться на реформу, которая с большой вероятностью провалится с социальной и экономической точек зрения. Основные критерии которыми пользуется Всемирный Банк в оценке предложений, - а их четыре, - таковы:

    (i) Решает ли реформа проблемы распределения? Сюда относится сопоставление уровня пенсий бенефициаров в старой системе, и потенциального уровня в новой; потенциальный размер минимальной пенсии в новой системе; оценка порядка индексации; возможность периодических выплат (аннуитетов и постепенного выхода); пенсионное обеспечение в случае инвалидности и потери кормильца.
    (ii) Насколько надежна макро- и микроэкономическая политика, на которой строится реформа? Здесь речь идет о подробных прогнозах долгосрочной налогово-бюджетной устойчивости; оценке предлагаемых мер для финансирования перехода к накопительной системе (уровень финансирования за счет привлеченных средств и бюджетного финансирования на время перехода); предлагаемые реформы программ поступлений и расходов.
    (iii) Способна ли административная структура управлять новой многоуровневой системой пенсионного обеспечения? Оценивается потенциал по сбору взносов, направлению их на разные уровни системы, и своевременной выплате пенсионных пособий; уровень компьютеризации; наличие личных регистрационных номеров (что важно при наличии персонифицированных счетов как в накопительной системе, так и в случае применения фиктивных (квази-накопительных) счетов); компетенция персонала и потребности в его обучении.
    (iv) Существуют ли положения по регулированию и надзору, а также соответствующие учреждения, которые позволили бы действовать многоуровневой системе с приемлемым риском? Здесь оцениваются органы регулирования, их полномочия по надзору и вмешательству в работу пенсионных фондов и страховых компаний; критерии для появления на рынке и ухода с него учреждений накопительной системы; наличие надежных банков-"опекунов"; предлагаемые положения внутреннего или внешнего управления, структура комиссионных, и многое другое.

Связывая помощь клиенту со знаниями. Всемирный Банк все чаще принимает участие в работе по реформам системы пенсионного обеспечения во всех регионах мира. С одной стороны, это требует самых современных знаний для того, чтобы предоставлять обоснованные рекомендации по удовлетворению конкретных потребностей стран, и чтобы двигаться вперед, разрабатывая новые варианты решений. С другой стороны, уроки, извлеченные из работы с каждой страной, содержат уникальную информацию, которая может весьма продуктивно использоваться при проведении других реформ. Для этого необходим анализ и распространение информации как внутри Всемирного Банка, так и на международном уровне. Впрочем, концепция "управления знаниями" является частью новой стратегии деятельности Банка; в этой связи в настоящее время разрабатывается целый ряд проектов, в том числе "справочник по пенсионной реформе". Он должен предоставить ответственным за проекты, а также политикам и техническим специалистам в странах-клиентах полную информацию по вопросам разработки и реализации реформы, включая примеры из опыта стран. Первый вариант "Справочника" будет подготовлен в первой половине 1998 года. Предусмотрена возможность его постоянного обновления и пересмотра отдельных статей

Помимо традиционных способов распространения информации о реформах - "Рабочие доклады" и публикации материалов конференций и семинаров - идет серьезная работа по разработке Web-сайта/сайта "Интернет". Региональные центры изучения опыта реформ начиная с Латинской Америки (Мексика) будут в ближайшие месяцы связаны с сайтом Всемирного Банка в системе Worldwide Web и с Web-страницами, которые готовятся Департаментом развития людских ресурсов и Группой по проблемам бедности и экономическому управлению.

Информирование и обучение. Важной задачей для любой серьезной пенсионной реформы является информирование о ее проблемах политиков и общественности. После того, как "почва" для реформы подготовлена, следующей задачей становится подготовка специалистов для будущих государственных и частных пенсионных структур, обучение их новым навыкам в администрировании, регулировании и надзоре. Всемирный Банк ведет работу и в этой области, главным образом, через свой Институт Экономического Развития; для нее привлекаются как собственные, так и приглашенные специалисты. Примерами таких мероприятий могут служить следующие:

    ежегодный семинар, проводимый совместно с Гарвардским Институтом международного развития. Семинар, в котором участвуют ведущие мировые специалисты по наиболее актуальным вопросам пенсионной реформы, предназначен для работников международных учреждений и представителей стран-клиентов. Первый совместный семинар ИЭР-ГИМР прошел в июле 1997 года, и число заявок превысило число мест. Мероприятие получило очень высокую оценку со стороны участников, и в 1998 году планируется его повторение с акцентом на проблемы реализации;
    региональные семинары и конференции, частично в сотрудничестве с новыми партнерами, дающие возможность обсудить различные вопросы пенсионной политики. Они имеют более узкую техническую направленность (как Семинар по пенсионному моделированию, который должен пройти в Малайзии), сосредоточиваются на аспектах реализации (как ряд конференций в Мексике), или знакомят с опытом реформ в регионах (как конференция по Восточной Европе, которая должна пройти в 1998 году в Вене).
    Другие мероприятия включают в себя работу Объединенного Венского Института, конкретные модули Всемирного Банка по пенсионной реформе, а также программу SPRITE в республиках бывшего СССР.

Укрепляя потенциал реформ. В значительной степени передача знаний осуществляется благодаря работе непосредственно в странах при оказании технической помощи, реализации проектов и другой деятельности, связанной с кредитованием. Рабочие группы (миссии), в состав которых входят специалисты, хорошо знакомые с экономикой пенсионной системы, бюджетным управлением, регулированием и финансовыми рынками, оказывают содействие стране-клиенту и помогают выявить потребности в развитии институционального потенциала. Деятельность таких групп продолжается работой консультантов, длительное время находящихся в стране-клиенте. Эти консультанты, как правило, представляют страны, уже имеющие опыт реформ, и часто работают вместе с международными или двусторонними организациями и донорами. Цель - не только предоставить рекомендации (памятные записки, которые потом пылились бы на полке), но и укрепить местный потенциал для проведения реформ и "принадлежность" реформы стране. Примерами могут служить экономический и политический анализ, законодательство и технические навыки (напр., применение моделей прогнозов)..

Важным компонентом любой реформы является количественная оценка долгосрочных последствий существующей пенсионной системы и рассматриваемых альтернативных вариантов для бюджета и распределения. Практически железным является правило, согласно которому сколько-нибудь значительная реформа может начинаться только после того, как политики и широкая общественность проинформированы о финансовой неустойчивости нынешней пенсионной системы в средне- и долгосрочной перспективе. Поскольку большинство стран-клиентов, испытывающих проблемы с системой пенсионного обеспечения, не имеют требуемой модели, Всемирный Банк разработал обобщенную пенсионную модель, которая, при наполнении данными по конкретной стране и системной информацией, выдает долгосрочные прогнозы по нынешней системе и основные альтернативы ей, включая реформированную распределительную систему и внедрение (частично или полностью) накопительной системы.

Само собой разумеется, что основным инструментом Всемирного Банка, применяемого для поддержки реформ системы пенсионного обеспечения, идущих во многих странах, является кредитование, включая займы на техническую помощь (финансирующие комплексные технические рекомендации), кредитование проектов (финансирующее, например, компьютеризацию администрирования пенсионной системы), разнообразные займы на реализацию реформ (финансирующие техническую помощь и приобретение оборудования), займы на структурную перестройку (частично финансирующие издержки перехода к новой пенсионной системе). В рамках последнего инструмента кредитования выделялись значительные суммы таким странам как Аргентина, Мексика, Уругвай, Венгрия и Россия.

Укрепление партнерских отношений. Для работы Банка характерно взаимодействие с прежними и новыми международными партнерами в целях укрепления реформ. Ранее страны слишком часто сталкивались с противоречивыми рекомендациями, которые предоставлялись разными международными организациями и двусторонними донорами. Всемирный Банк вовлекает партнеров в конструктивный диалог с целью выявить области согласия и расхождений, и определить стоящие за ними причины (разные цели, ценности, допущения, взгляды на мир или просто разные группы заинтересованных лиц). Такой подход не может снять все разногласия, да он и не должен делать этого. В результате подобного диалога страна-клиент получает возможность оценить различия и сделать собственные выводы.

В этой связи крепнет диалог с Международной организацией труда (МОТ), которая традиционно выступала против расширения накопительного компонента за счет распределительного. Форумом для подобного обмена взглядами стал ISSA и его "Стокгольмская инициатива", - удачная попытка найти консенсус по вопросу социального обеспечения. Конференция на эту тему, организованная совместно ОЭСР и МОТ, с участием Всемирного Банка, должна продолжить диалог. Нет необходимости говорить о том, что между Всемирным Банком и родственным ему учреждением - Международным Валютным Фондом - существуют тесные контакты в области разработки и реализации реформ. Прежде позиция МВФ в отношении бюджета и то, как определялся общий дефицит государственного бюджета, мешали переходу к накопительным пенсионным системам. Но в недавнем сообщении Департамента налогово-бюджетных вопросов МВФ отмечается, что дефицит бюджета, вызванный реформой, не говорит о расширительной налогово-бюджетной политике, если его причиной стало сокращение косвенного пенсионного долга. Для того, чтобы донести этот экономический вывод до международных финансовых рынков, требуется партнерство с МВФ, и Всемирный Банк уже работает в этом направлении.

29.03.2002

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.