Методика рейтинга УК

Методика рейтинга управляющих компаний

Деятельность управляющей компании оценивается по трем основным группам (блокам) критериев: устойчивость компании на рынке, эффективность управления средствами и доверие со стороны клиентов.

Каждый блок включает в себя от трех до пяти критериев.

Общее количество критериев - 12.

Управляющая компания по каждому из двенадцати критериев оценки ее деятельности получает балльную

оценку: от нуля (минимальный балл) до двух (максимальный).

Критерии:

I блок. Устойчивость компании на рынке

  • размер средств в доверительном управлении (ДУ),
  • размер собственного капитала,
  • срок работы компании на рынке ДУ,
  • опыт работы сотрудников компании на рынке ценных бумаг,
  • диверсификация клиентской базы.

II блок. Эффективность управления

  • динамика изменения доли УК на рынке ПИФ,
  • динамика изменения доли УК на рынке НПФ,
  • эффективность управления средствами ПИФ,
  • эффективность управления средствами НПФ.

III блок. Доверие со стороны клиентов

  • динамика роста клиентской базы,
  • структура собственников УК,
  • информационная прозрачность компании

Итоговое количество баллов формируется в результате взвешенного суммирования баллов, набранных компанией в основных блоках. В зависимости от полученной балльной оценки управляющей компании присваивается рейтинговая оценка (класс).

Рейтинговые классы:

А -- высокий уровень надежности управляющей компании (УК);

B -- средний уровень надежности УК;

C -- приемлемый уровень надежности УК.

В рамках классов A и B выделены три подкласса:

"++" -- надежность выше среднего по классу;

"+" -- надежность средняя по классу;

без индекса -- надежность ниже средней по классу.

Устойчивость компании на рынке

Определяется на основании: финансовых показателей компании (размера средств в ДУ и собственного капитала), срока работы на рынке ДУ, диверсификации клиентской базы компании и профессионализма ее персонала.

1. Размер средств в ДУ

Критерий характеризует масштаб бизнеса компании (оценивается на определенную дату).

В соответствии с размером средств в доверительном управлении компании-участники рейтинга разбиваются на три относительно однородных класса, компании из группы с максимальным объемом средств в ДУ получают максимальный балл.

2. Размер собственного капитала

Свидетельствует о финансовой устойчивости компании на рынке. Чем больше размер собственных средств, тем более устойчива (надежна) компания и может с большей вероятностью продержаться самостоятельно на рынке в случае неблагоприятных ситуаций, в том числе и экономических. Запрашивается на отчетную дату (в соответствии с бухгалтерским балансом компании).

В соответствии с размером собственных средств компании-участники рейтинга разбиваются на три относительно однородных класса, компании из группы с максимальным объемом средств в ДУ получают максимальный балл.

Перечень критериев

3. Опыт работы управляющей компании на рынке услуг ДУ

Показатель характеризует опыт работы компании на рынке услуг доверительного управления.

Компания получает наивысший балл, если срок ее работы на рынке доверительного управления

(от момента начала работы компании -- привлечения первого клиента или формирования фонда) превышает три года.

4. Диверсификация клиентской базы.

Показатель дополнительной устойчивости компании на рынке. Диверсификация клиентов позволит компании не распрощаться со своим бизнесом, если один из клиентов уйдет.

Если доля каждого из клиентов компании не превышает 50% в общем объеме средств, переданных в доверительное управление, компания получает максимальный балл.

5. Уровень профессионализма сотрудников УК

Показатель характеризует качественный состав специалистов управляющей компании с точки зрения опыта их работы на фондовом рынке и наличия аттестатов ФКЦБ.

Определяется на основании соотношения количества специалистов компании, получивших аттестат ФКЦБ и имеющих стаж работы профучастника рынка ЦБ 3 года и выше, и общего числа сотрудников, осуществляющих деятельность по управлению активами.

Качество управления

Определяется на основании роста бизнеса компании и эффективности ее деятельности.

1. Динамика изменения доли УК на рынке ДУ средствами ПИФ.

Оценивается динамика роста бизнеса компании на протяжении нескольких периодов (01.01.2002 - 01.07.2004). Увеличение доли УК на рынке свидетельствует об эффективной работе по управлению доверительными средствами.

Для получения наибольшей оценки необходимо, чтобы доля компании (по показателю объема средств в ДУ) в общем объеме средств, находящихся в управлении компаний-участников рейтинга (по репрезентативной выборке), стабильно увеличивалась.

2. Динамика изменения доли компании на рынке ДУ средствами НПФ.

Оценивается аналогично динамике изменения доли УК на рынке ДУ средствами ПИФ.

3. Эффективность управления инвестиционным портфелем на рынке ДУ средствами ПИФ.

Критерий характеризует стабильность достижения положительных результатов доходности при управлении средствами (инвестиционными портфелями) различных фондов за несколько периодов.

Компания получает максимальный балл, если на протяжении запрашиваемых периодов (01.01.2002 - 01.07.2004) эффективность фондов УК была выше рыночной (эффективность фонда рассчитывается как отношение его доходности к максимальной доходности фондов данного типа в анализируемом периоде).

4. Эффективность управления инвестиционным портфелем на рынке ДУ средствами НПФ.

Оценивается аналогично эффективности управления инвестиционным портфелем на рынке ДУ средствами ПИФ.

Доверие со стороны клиентов

Определяется на основании роста клиентской базы компании, предоставления данных о собственниках компании и информационной открытости.

1. Динамика роста клиентской базы УК

Для определения этого показателя запрашивается структура клиентской базы за различные периоды. Для получения наивысшего балла по этому критерию, необходимо, чтобы количество клиентов и сумма средств, переданных ими в управление на протяжении рассматриваемых периодов (01.01.2002 -- 01.07.2004), увеличивались. Причем показатель прироста объема привлеченных средств, приходящихся на каждую категорию клиента, должен быть выше, чем среднерыночный аналогичный показатель по соответствующей категории клиентов (по репрезентативной выборке компаний -- участников рейтинга).

2. Структура собственников УК

Для оценки этого критерия запрашивается структура собственников (владельцев, учредителей) УК. Компания получает наивысший балл, если она предоставила полную информацию о своих собственниках (перечислены и указаны доли всех собственников в уставном капитале) и если в составе учредителей компании находятся ведущие предприятия российского нефинансового сектора, а также компании финансовой сферы.

3. Информационная прозрачность

Компания является информационно прозрачной (доступной), если она заполнила все обязательные листы анкеты, имеет свой сайт и является членом профессионального объединения.

05.10.2004

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.