ОЭСР: самый действенный метод сдерживания роста пенсионных расходов – повышение пенсионного возраста
Повышение возраста выхода на пенсию вместе с повышением продолжительности жизни станет самым действенным методом сдерживания роста будущих пенсионных расходов. К таким выводам пришли эксперты ОЭСР. Кроме того, они видят риски финансирования будущих пенсионных выплат в том, что средства ФНБ направляются на инвестиции в инфраструктуру, а передача накопительной пенсии за 2014 год в страховую, по их мнению, ослабит диверсификацию пенсионных доходов.
В «Экономическом обзоре Российской Федерации» за 2013 год эксперты ОЭСР отмечают, что в России пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, что по международным меркам очень низкий показатель. Особенно с учетом того, что продолжительность жизни на пенсии в дальнейшем будет расти. Авторы обзора связывают этот прогноз – рост продолжительности жизни - с «положительной реакцией на рост доходов и повышение качества жизни домохозяйств».
Увеличение пенсионного возраста для женщин до соответствующего показателя для мужчин вместе с постепенным повышением возраста выхода на пенсию для представителей обоих полов вкупе с повышением уровня продолжительности жизни станет самым действенным методом сдерживания роста будущих пенсионных расходов, считают в Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). В своих выводах относительно повышения пенсионного возраста эксперты делают оговорку, отмечая, что «органы власти [в России] сегодня открыто заявляют о том, что исключают возможность реализации подобных изменений».
В настоящее время в целях повышения пенсионного возраста и устойчивости пенсионной системы планируется ряд перемен, отмечается в обзоре: пересмотр формулы льготных пенсий, включая внедрение балльной системы; увеличение необходимого рабочего стажа; уменьшение возможности раннего выхода на пенсию; ужесточение индексации размера пенсий с более тесной увязкой ее с поступлениями в пенсионную систему; а также повышение уровня отчислений для индивидуальных частных предпринимателей.
Финансовое бремя, образуемое специальными пенсиями, должны отчасти брать на себя работники, что порождает для них стимулы к улучшению условий труда. Планируемые реформы – шанс разрешить посредством совершенствования механизмов регулирования и надзора насущный вопрос обеспечения диверсификации рисков в сфере пенсионных накоплений и проблемы с реализацией определенных компонентов отчислений в пенсионную систему.
Однако в настоящее время планируется перенаправить по умолчанию взносы, предназначенные для пополнения уже определенной накопительной части пенсии в также определенную страховую ее часть, что ослабит диверсификацию пенсионных доходов, добавляют авторы обзора ОЭСР.
В Фонде национального благосостояния, пишут эксперты ОЭСР, накапливаются средства для покрытия будущих пенсионных расходов. Однако объявленный в июле 2013 года пакет стимулирующих мер предусматривает возможность использования средств Фонда национального благосостояния для финансирования рентабельных проектов инвестиций в инфраструктуру и программ банковского кредитования малого бизнеса. Это создает потенциальный риск для чистых государственных финансовых ресурсов, что может подорвать финансирование будущих пенсионных выплат. Следовательно, с учетом хорошо известного феномена неэффективности государственных инвестиций с точки зрения обеспечения запланированной доходности, необходимо использовать соответствующие механизмы управления и контроля.
Напомним, что по данным Росстата в 2012 году продолжительность жизни составила 70,2 лет. К 2015 году ожидаемая продолжительность жизни в России для всего населения должна составить не менее 71,7 лет, к 2025 году - 78,2 лет.
Впрочем, авторы обзора ОЭСР - не единственные международные эксперты, которые рекомендуют России повысить пенсионный возраст. Так, недавно Международный валютный фонд отмечал в своих рекомендациях, что «в долгосрочной перспективе расходы на пенсии и дефицит пенсионного фонда будут увеличиваться относительно размеров ВВП, что будет создавать растущее давление на государственные расходы». Об этом говорилось в докладе рабочей группы МВФ по итогам визита в Россию. МВФ рекомендовал российскому правительству повысить пенсионный возраст и увеличить минимальную продолжительность стажа, необходимого для получения прав на пенсию. Без этих изменений можно ожидать повышения ежегодных расходов на пенсии к 2030 году примерно на 3% ВВП, по мнению экспертов фонда.
Без принятия соответствующих мер расходы по пенсионному обеспечению, по мнению ряда российских ученых, могут стать критическими для страны. Так, журнал Forbes недавно опубликовал прогноз ведущих экономических институтов страны. Они посчитали фискальный разрыв российской казны почти на 100 лет вперед. Речь идет о разнице между доходами и расходами бюджета, но с существенной оговоркой: все долги государство должно отдать одномоментно (хотя такого, конечно, не бывает, обязательства государства могут быть растянуты на многие десятилетия вперед, но некоторую пищу для размышлений полученные цифры дают). Итог: через 80 лет нефтегазовые доходы бюджета будут равны нулю, а расходы на трудовые пенсии вырастут до астрономических 4,6 квадриллиона рублей (в ценах 2013 года). Инфографику итогов исследования можно посмотреть здесь.
Дискуссию, развернувшуюся сразу после январских каникул вокруг вопроса повышения пенсионного возраста, также можно прочитать на страницах нашего портала.