Аналитика

Стенограмма выступления Первого заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации М. Э. Дмитриева

Стенограмма выступления

Первого заместителя Министра экономического развития и торговли

Российской Федерации

Михаила Эгоновича Дмитриева

на конференции "Пенсионная реформа: пути практической реализации"

3-4 апреля 2003

Москва

гостиница Марриотт Гранд Тверская

- уважаемые участники конференции, поскольку мне Михаил Юрьевич Зурабов очень строго распределил роли, мне ничего не остается как выполнить поручение пенсионного фонда РФ и выступить в роли прокурора на нашей конференции, я бы хотел попросить вашего согласия для того чтобы выполнить эту функции частично. Дело в том, что у прокурора есть 2 задачи, одна из них - не очень добрая, другая более симпатичная, одна из задач прокурора состоит в том, чтобы выявить виновных и

потребовать от них наказания, другая функция прокурора состоит в том, чтобы осуществлять профилактику возможным злоупотреблениям. Более симпатичная эта вторая функция, которую я бы хотел бы сегодня в максимальной степени исполнить с вашем участием. Да действительно, на сегодня у нас сложилась ситуация, вряд ли мы ее сможем поправить, ситуация состоящая в том, что в результате довольно значительной задержки принятия целого ряда нормативных актов, в течении 2003 года

мы уже по технологии не сможем направить средства застрахованных в негосударственные управляющие компании по их выбору. Даже если мы максимально ускоримся с принятием недостающих нормативных актов, это действительно возможно, многие из них могут быть приняты в течении апреля, но все равно даже выбор гражданами управляющих компании вряд ли нам удастся завершить, и вряд ли пенсионный фонд успеет собрать заявления застрахованных до конца текущего года, не говоря уже о переводе денег. Связанно это с одной очень важной для нас технологической проблемой, существующее положение о конкурсах по отбору управляющих компаний и спец депозитариев предполагает не одновременное, параллельное проведение конкурсов по отбору, а их последовательное приведение. На

каждый такой конкурс требуется свыше двух месяцев, одно только извещение участников конкурса отнимает 45 дней и в результате в условиях, когда мы сначала должны осуществить выбор специализированного депозитария, далее произвести отбор управляющих компаний, этот процесс мы сможем в сложившейся ситуации завершить только к сентябрю 2003 года. На все последующие процедуры, по закону об инвестировании пенсионных накоплений, это те процедуры, те интервалы на которых прежде всего настаивал пенсионный фонд российской федерации, мы учитывали его технологические ограничения, на все остальные процедуры уходит порядка 7 -8 месяцев, именно этим и обусловлено то обстоятельство, что согласно нашим расчетам, у нас имеется график, который я готов представить участникам этой конференции, действительно деньги пенсионеров попадут в управляющие компании впервые только в апреле 2004 года. Но это объективная реальность, это не в коей мере не снимает с нас задачу максимально ускорить подготовку всех нормативно правовых актов, их 11, которые пока не подготовлены в установленные сроки, эту задачу надо решать максимально быстро, при этом надо учесть еще несколько важных обстоятельств. То время, которое казалось бы упустили, мы должны использовать максимально конструктивным образом. Один из наиболее серьезных пробелов первой стадии пенсионной реформы и этот пробел, я думаю общая наша вина, всех участников работы над подготовкой реформы пенсионной системы, и первого этапа реализации - это недостаток информации у самих граждан, как устроена новая пенсионная система, о том какие возможности она гражданам открывает. Я думаю, если мы сейчас выйдем от сюда и обратимся к любому прохожему, о том что он может сделать со своими пенсионными накоплениями, то вряд ли мы получим какой бы то ни было

вразумительный ответ. Ведь буквально через несколько месяцев нам от граждан, требуется вполне осмысленная реакция, внимательное изучение списка управляющих компаний, которые они получат по почте, сравнительная оценка деятельности этих компаний, возможно на основе каких-то рейтингов и принятие осмысленного решения на этой основе. Что он будет делать со своими средствами, оставит их в компании для "молчунов", понимая последствия такого решения с точки зрения потенциальной доходности инвестиций, приведет ли в какую управляющую компанию или будет ждать возможности передать эти деньги в негосударственных пенсионный фонд. Вот реально кампания по информированию населения по этим вопросам только-только начинается. Мы буквально месяц-два назад смогли разморозить займ всемирного банка, компонент по информированию общественного, правильно Александр Петрович?

- не правильно, он еще не разморожен.

- Понятно, тогда может быть ничего страшного, что мы отложили перечисление. Да, в этом и состоит принцип конкурентности судебного процесса, что в спорах рождается истина. На самом деле без проведения такой компании, мы видим, что появляются очень серьезные сбои в реализации пенсионной реформы. Достаточно вспомнить негативную реакцию граждан на индексацию пенсии, которая на самом деле проходила в соответствие с законом, она действительно дала существенный рост пенсии, по отношению к инфляции в стране. И тем не менее была встречена негативно, потому что граждане небыли своевременно проинформированы как и в какой последовательности пенсии будут индексироваться. Накопительной составляющей, где интерактивность процесса гораздо выше роль самостоятельного выбора гражданина возрастает, эту проблему нам необходимо решить, так что Александр Петрович, давайте быстрее размораживайте займ. Наши специалисты уже готовы информацию предоставлять и пишут соответствующие материалы.

- Александр Петрович всегда готов, я всегда уделяю большое внимание финансовой информации, но она может быть только если есть хоть какие-то деньги. Вот когда у меня будет хоть копейка на это дело мы будем информировать с удовольствием.

- Но нам действительно необходим займ Всемирного банка

- Так дайте мне его. Кто же возражает

- Мы с вами обсудим технологию получения займа всемирного банка отдельно.

Теперь по поводу профилактики и предупреждения. Итак в этом году все граждане РФ оказываются молчунами. И это значит, что мы должны обязательно, что хотя бы сделать так, чтобы их сбережения по крайней мере не обесценивались, и надо использовать шанс для получения небольшого но реального инвестиционного дохода от размещения их средств сверх инфляции. Нам необходимо принять решения о переводе накоплений граждан за 2002 год в государственную управляющую компанию. Сегодня на роль управляющей компании постановлением правительства назначен Внешэкономбанк, который как мы знаем, в силу не разработанности правовой базы, регулирующей государственную управляющую компанию, в сегодняшнем виде имеет целый ряд особенностей своей деятельности, который порождает конфликт интересов "Внешэкономбанка", как управляющей компании, и как участника иных финансовых

отношений, которые в том, числе на него возлагаются Правительством РФ. Поэтому если мы хотим действительно обеспечить надежность, максимальную подконтрольность и эффективность размещения средств "молчунов" через государственную управляющую компанию, мы должны максимально оперативно сосредоточится на разработке нормативно-правовой базы, которая полностью исключает конфликт интересов, в рамках деятельности государственной управляющей компании, в том числе недопущение совмещения депозитарных, брокерских функций с функциями управления пенсионными накоплениями, а также недопустимости выполнения функций долгового агентства по государственным финансовым обязательствам и функции государственной управляющей компании, инвестирующей средства в накопления пенсионеров. С этой точки зрения есть несколько вариантов движения. Нашим министерством, после анализа всех возможностей импонирует сведущее. Два дня назад наши министерства, в соответствии с поручением правительства, подготовило с учетом предложений министерств и ведомств, заключение по проекту федерального закона "о государственной управляющей

компании", который был разработан советом Д думу. Согласно имеющимся, на сегодняшний день, у нас заключениям мы смогли разработать в целом положительный проект заключения. В этом законе есть целый ряд недоработок и недостатков, которые необходимо устранить. Они могут быть устранены либо до внесения в гос. Думу, в Совете Федерации, либо при подготовке этого проекта ко второму чтению в

государственной думе. Но мы полагаем, что в целом этот законопроект соответствует наиболее существенным требованиям, которые обеспечивают прозрачность, безопасность и эффективность инвестирования этих средств. О чем идет речь. Речь идет о максимальной прозрачности и наличии механизмов общественного контроля. Вот такие идеи, которые заложены в закон, например публикации в интернете, результатов деятельности управляющих компаний по итогам каждого дня операций - это идея которая уже отработана в ряде аналогичных организаций международной практики и позволяют избежать ситуации когда компания, которая потенциально имеет колоссальные активы и может существенно влиять на формирование цен и доходности на рынке, фактически становится доминирующем игроком на рынке, способным манипулировать ценами и доходностью. Вот подобного рода открытость и транспарентность нам позволяет этого избежать. Второе, обязательность подотчетности и подконтрольности этой компании не только государственным надзорным органам, но и общественному совету по инвестированию пенсионных накоплений, который состоит исключительно не из чиновников, а из лиц которые даже ведомства не отбирали, это лица которые делегированы различными общественными организациями в состав совета. И юрисдикция совета должна распространится вы том числе и на государственную управляющую компанию. Далее, обязательное условие - это наличие специализированного депозитария, без специализированного депозитария, без контроля о той организации за любой операцией управляющей компании - деятельность такого рода организаций начинать не допустимо. Это одно из принципиальных условий, на котором мы будем настаивать в самой категоричной форме. Далее, обособленный учет средств, естественно, если государственная управляющая компания будет вести еще какие-то операции доверительного управления, то мы должны убедится в том, что средства пенсионных накоплений, средства граждан по умолчанию, они инвестируются строго раздельно от всех других ресурсов, которые переданы в доверительное управление управляющей компании. Если такая компания, с такими высокими требованиями прозрачности создается, то полагаем целесообразным направить в доверительно управление этой компании будущий аннуитетный фонд, который будет формироваться для финансирования выплаты накопительной части пенсий, для тех граждан, которые не примут решения о переходе в негосударственной пенсионный фонды. На мой взгляд, все эти условия необходимо реализовать максимально быстро. Мы предполагаем, что в форсированном порядке можно было бы принять закон о "государственной управляющей компании" и на основании этого закона действительно обеспечить нормальную, прозрачную и безопасную работу этой организации.

Еще одна проблема, которая у нас существует, проблема не решенная, здесь я не чувствую уместным выступать в роли прокурора, для общественного обвинителя, скорее я бы хотел задать вопрос из зала, это вопрос о профессиональных пенсионных системах. В принципе, я думаю М.Ю. подтвердит, концептуально, мы готовы внести поправки от правительства ко второму чтению этого закона. У нас практически не осталось проблем, которые правительство не могло бы решить. Закон действительно

застоялся, он принят в первом чтении вот уже год тому назад и надо двигаться дальше. Я думаю возможности для этого у нас существуют, есть прекрасный шанс в апреле- мае внести правительственную редакцию поправок к этому закону ко второму чтению, тем более что она на 80-90% согласована с социальными партнерами. И что очень важно, что благодаря тому, что ситуация изменилась, мы может этот закон рассматривать и реализовывать в увязке с мерами по реформированию дальнейшему единого социального налога. Правительство очень серьезно взялось за эту работу. Главная проблема, которая до сих пор выдвигалась в качестве выражения к существующему проекту закона о профессиональных пенсионных системах, проблема в том, что они создают дополнительную нагрузку на фонд оплаты труда в увязкой с реформой единого социального налога где предполагается очень серьезное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в результате пересмотра ставок и интервалов шкалы регрессии. Вот такого рода увязка позволит гораздо эффективнее и качественнее решить проблему начала формирования профессиональных пенсионных

систем. И наконец, думая о сегодняшнем дне, мы не должны забывать, об очень важной работе, которая предстоит нам с точки зрения перспективы и перспективы уже не далекой. Я уже упоминал аннуитетный фонд, и то что государственная управляющая компания должна работать в том числе и с данным видом активом. Когда мы делали накопительную пенсионную реформу, мы все полагали, что первые граждане с накопительной составляющей пенсии будут выходить на пенсию где-то в 2012 году, потому что гражданам в возрасте за 10 лет до общеустановленного пенсионного возраста мы не давали возможности нашими законопроектами формировать пенсионные накопления. Но к сожалению или к счастью реформа, которая была одобрена государственной думой, она предполагает, что граждане

имеющие право на досрочный выход на пенсию, а такие граждане у нас имеют право выходить на пенсию и за 10 лет до обще установленного предпенсионного возраста, они будут выходить на пенсию с накопительной составляющей уже в ближайшие годы. Поэтому откладывать закон, в котором определен порядок формирования аннуитетного фонда, порядок направления средств из этого фонда на финансирования выплаты пенсии, порядка принятия решения гражданами по поводу того, в какое время и на каких условиях переводить средства своих накоплений в аннуитетный фонд, а также предусмотреть все необходимую специфику, особенности управления этими средствами в рамках доверительного управления государственной управляющей компанией. Вот такого рода задача уже перестала быть, скажем так, не очень срочной, она становится весьма приоритетной, наши министерства сейчас имеет

предварительный вариант закона, который нуждается еще в серьезной внутренне проработки, в рамках той экспертной группы, которая занимается этим направлением, но я думаю, что в конце апреля - начале мая, мы направим первую редакцию такого законопроекта на рассмотрение наших ведомств исполнителей. Потому что время, когда деньги начнутся переводится в аннуитетный фонд уже далеко не за горами. Уважаемые коллеги, пенсионная реформа это очень новое направление работы. Оно кардинально меняет взаимоотношения граждан и государства в рамках формирования страхового покрытия старости и периода утраты нетрудоспособности по возрасту. Это задача, которая несет в себе не мало нового, никто из нас не может исключить , что в рамках этой работы будут происходить ошибки и сбои. Наша задача извлекать максимально оперативно уроки из этих ошибок и не в коем случае не допускать, чтобы эти ошибки повторялись. Я надеюсь, что наши ведомства, которые здесь представлены, будут работать над подготовкой нормативных актов по накопительной составляющей максимально слаженно и эффективно. Я надеюсь, что сохраняющиеся разногласия по существующим проектам о развитии инвестирования будут сняты в ближайшие сроки и если так, то наша дальнейшая задача сосредоточится на максимально качественной реализации тех норм которые мы заложим. Прежде всего с точки зрения информирования граждан и обеспечения этой работы, в рамках деятельности пенсионного фонда РФ, я не сомневаюсь, что пенсионный фонд здесь сможет оправдать вес возлагаемые на него ожидания.

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.