Рекомендации экспертов ТАСИС по проекту закона "Об инвестционных фондах"

Рекомендации по совершенствованию российского законодательства об инвестиционных фондах, основанные на практике Европейского Союза.

Working Group on Legal Issues

Рекомендации
по совершенствованию российского законодательства об инвестиционных фондах, основанные на практике Европейского Союза.

1. Контроль за созданием инвестиционных фондов.

В соответствии с директивами Европейского Совета, образование инвестиционного фонда подчинено контролю компетентных властей в той степени, в которой они должны утвердить

- управляющую компанию,
- устав фонда,
- выбор депозитария,
- а также одобрить менеджмент управляющей компании.

Существуют также требования в отношении минимального капитала управляющей компании. Общим принципом является и то, что управляющая компания не имеет права заниматься иной деятельностью, кроме управление инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями.

Все эти идеи находят отражение и в российской практике. Что касается требований российского права, то контроль компетентных органов над инвестиционными фондами осуществляется в форме (1) государственной регистрации, (2) лицензирования дея-тельности, (3) требований к квалификации и аттестации персонала, (4) установления минимального размера капитала.

Так, например, собственный капитал управляющей компании должен составлять не менее 2,5 млрд рублей.

Проект закона "Об инвестиционных фондах" в целом сохраняет преемственность в этих вопросах, не предусматривая альтернатив по сравнению со сложившейся ситуа-цией. По-прежнему, сохраняется общий принцип, состоящий в том, что акционерный инвестиционный фонд существляет свою деятельность в качестве исключительной (ст.2.2 и 2.4. Проекта); на совмещение деятельности управляющей компании также наложены жесткие ограничения (ст.40 Проекта). Государственной регистрации в орга-нах ФКЦБ подлежит как устав и проспект эмиссий акций акционерного инвестицион-ного фонда (ст.4 Проекта), так и правила паевого инвестиционного фонда (ст.19 Про-екта). Лимитируется не только размер уставного капитала акционерного инвестицион-ного фонда (50 тысяч минимальных размеров оплаты труда), но и размер собственно-го капитала управляющей компании.

2. Функции депозитария.

В Европейской практике на депозитарий возлагается важная функцию по осуществле-нию контроля за распоряжением активами инвестиционного фонда. В том числе он контролирует, например, соответствие операций с инвестиционными паями правилам фонда, своевременность расчетов за ценные бумаги, своевременность передачи цен-ных бумаг.

Возлагая на депозитария широкие полномочия по контролю, законодательство в то же время устанавливает ответственность депозитария перед инвестиционным фон-дом и его инвесторами за причиненные им убытки. Поэтому в качестве депозитория обычно выступают институты, которые обычно подлежат публичному контролю и на-блюдению, например, банковские учреждения. Т.е. один из подходов состоит в том, чтобы деятельность депозитария могла быть легко проверена. Другой важный подход состоит в том, чтобы управляющая компания и депозитарий были независимыми друг от друга, причем каждый из них должен руководствоваться в своей деятельности ис-ключительно интересами инвесторов.

Проект российского закона "Об инвестиционных фондах" в целом основан на тех же принципах.
Аналогично описанному выше, специализированный депозитарий осуществляет кон-троль не только за распоряжением имуществом инвестиционного фонда, но за опре-делением стоимости чистых активов, расчетной стоимости инвестиционного пая, за размещением, выкупом и конвертацией инвестиционных паев и т.д.

Что касается доступности деятельности депозитария для проверки, то это обеспечи-вается следующим механизмом: (1) регламент специализированного депозитария является публичным документом и должен предъвляться любому заинтересованному лицу по первому его требованию, в соответствии со статьей 46.5 Проекта; (2) дея-тельность специализированного депозитария подотчетна ФКЦБ, который вправе за-требовать документацию и направить своих представителей для ее проверки, в соот-ветствии со статьей 46.6 Пректа.

Независимость специализированного депозитария обеспечена правилом, согласно которому никакой специализированный депозитарий не вправе не только одновре-менно являться управляющей компанией, но им не может являться и акционерный инвестиционный фонд, аудитор, оценщик, а также их аффилированные лица (ст.46.3 Проекта).
Законодательно закреплен принцип, что специализированный депозитарий должен действовать исключительно в интересах инвесторов соответствующего инвестицион-ного фонда (ст. 47 Проекта).

3. Обязанности управляющей компании.

Европейское законодательство стоит на той позиции, что управляющая компания должна проводить активную политику в отношении инвестиционных паев. Торговля инвестиционными паями аналогична торговле иными ценными бумагами и осуществ-ляется в том числе на фондовых биржах, где они проходят процедуру листинга, при-обретают рыночные котировки и т.д. В том случае, когда рыночная стоимость инве-стиционного пая на бирже понизилась более, чем на 5% от стоимости чистых активов фонда, управляющая компания обязана вмешаться и предпринять меры для повыше-ния этой стоимости.

Управляющая компания не только обязана выкупать инвестиционные паи по требова-нию инвесторов и выдавать им сертификаты (если это предусмотрено правилами фонда), но и несет ответственность за определение стоимости чистых активов и ин-формировании о ней компетентных властей с установленной периодичностью. В ее функции также входит организация аудиторской проверки: не менее, чем дважды в месяц независимый аудитор должен подтвердить, что оценка стомости чистых акти-вов инвестиционных паев осуществляется в соответствии с правилами фонда и зако-ном.

Что касается российского проекта закона "Об инвестиционных фондах", то роль, ко-торая в нет отводится управляющей компании, в чем-то пересекается с западной практикой, а в чем-то отходит от нее.

Прежде всего, управляющая компания лишена возможности влиять на рыночные ко-тировки инвестиционных паев в силу того, что создание рынка таких паев как такового напрямую не предусматривается. Согласно проекту, обращение инвестиционных паев закрытых и интервальных паевых инвестиционных фондов допускается в соответст-вии с нормативными актами ФКЦБ; открытых паевых инвестиционных фондов запре-щается. Представляется, что возможность обращения инвестиционных паев на орга-низованном рынке ценных бумаг больше бы соответствовала интересам потенциаль-ных инвесторов, т.к. в этом случае уровень раскрытия и доступность информации об инвестиционном фонде был бы выше, а наличие рыночных котировок служило бы убедительным ориентиром для инвестора. Увеличение ликвидности инвестиционных паев также способствовало бы росту их привлекательности для инвесторов.

Проект закона "Об инвестиционных фондах" содержит более мягкие требования в отношении аудита, по сравнению с европейскими стандартами. В нем предусматри-вается обязанность управляющей компании нанять аудитора для проведения прове-рок и установлена их периодичность - ежегодно (ст. 52, 53). Аудиту подлежит оценка стоимости чистых активов, определения расчетной стоимости акций и инвестицион-ных паев, цены их размещения и выкупа.
Сама же оценка активов производится в порядке и сроки, устанавливаемые ФКЦБ (ст 38.1) как самим фондом (в случае акционерного инвестиционного фонда), так и управляющей компанией (в случае паевого инвестиционного фонда) (ст.39.1). Проек-том предусмотрена и альтернатива, когда оценка производится специализированным депозитарием, а в некоторых случаях должна осуществляться независимым оценщи-ком (оценка недвижимости, прав на нее, ценных бумаг, не имеющих признаваемых котировок).

4. Состав и структура активов.

Согласно директивам Европейского Союза, инвестиционный портфель паевого инве-стиционного фонда должен включать в себя ценнные бумаги, обращаемые на органи-зованном рынке ценных бумаг, в том числе прошедшие листинг на фондовых биржах. Причем это могут быть и ценные бумаги национальных эмитентов, и выпущенные иностранными эмитентами. Паевой инвестиционный фонд может инвестировать не более 10% в иные ценные бумаги. Иные ограничения, применяемые к составу и струк-туре активов инвестиционного фонда, состоят, например, в том, что:

- нельзя инвестировать более 5% активов в обращаемые ценные бумаги, выпущен-ные одним эмитентом (за некоторыми исключениями);.
- как правило, нельзя владеть более 15% голосующими акциями одного эмитента или иметь более 15% долю в его капитале;

Последнее правило мотивировано тем, что паевой фонд не должен осуществлять значительное влияние на управление эмитентом ценных бумаг, которыми он владеет. В некоторых странах существуют ограничения на инвестиции в ценные бумаги не только одного эмитента, но и группы компаний, объединенной принадлежностью к одному рыночному сегменту или фондовому индексу.

Действующее российское право разрешает управляющей компании инвестировать в ценные бумаги, недвижимость, банковские депозиты. Однако существуют и ограниче-ния, подобные европейским, например, паевой нвестиционный фонд не может раз-местить во вкладах в одном банке более 25% стоимости своих активов.

Проект закона "Об инвестиционных фондах" занимает последовательную позицию в этом вопросе. Согласно проекту закона, требования к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов устанавливает, как и сей-час, ФКЦБ (ст 36.1). Проект устанавливает жесткие ограничения на уровне закона только в отношении инвестирования в производные финансовые инструменты (ст.42.2), однако даже это - послабление по сравнению с действующими нормами, запрещающими управляющей компании приобретать производные ценные бумаги и совершать фьючерсные и форвардные сделки (п. 23 Временного положения об управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов).

В отношении каждого отдельного фонда требования к структуре и составу активов закреплены в инвестиционной декларации, содержащейся в уставе акционерного ин-вестиционного фонда, либо в правилах паевого инвестиционного фонда (ст. 35.3), причем они должны соответствовать нормативам ФКЦБ. Активы могут включать и ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами (ст 35.1).

INVAS Centre
Capital Markets Investment Advisory Services Tacis Contract No. 98.0325
Tacis Project No. FINRUS9701

25.04.2000

Комментарии (1)

  • 22 января 2001 15:58 ссылка
    qqqqqqqqqqqqq

Новый комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.