Аналитика
- Пенсионная инфографика
- Пенсионные фонды
- Исследовательские центры
- Госструктуры
- Частные авторы
- Международный опыт
-
Материалы конференций и семинаров
- Приглашаем на круглый стол "Корпоративные пенсионные программы"
- Архив "Конференции и семинары"
- Архив 2010
- Архив 2009
- Архив 2008
- Архив 2007
- Архив 2006
- Архив 2005
- Архив 2004
- Архив 2003
- Архив 2002
- Архив 2001
- Архив 2000
- 2-3.04.2014. World Bank. Sixth Global Pension and Savings Conference
- 11.04.2012. Международный форум «Старшее поколение»
- 6-7.04.2012 г. Ежегодная бизнес-выставка «Финансовый супермаркет»
- 06.12.2012. Научный совет ВЦИОМ. Пенсионная реформа: социальные риски, цена, последствия
- 29.02.2012. Совещание в Совете Федерации
- 09-11.01.2012. World Bank. Fifth Contractural Savings Conference "Reshaping the Future of Funded Pension Systems"
- 05.10.2011. Круглый стол "Корпоративные пенсионные программы"
- Работодатели
- Обучение
Заседание 25 августа 2003 года
ПРОТОКОЛ
Заседания Общественного совета по инвестированию средств пенсионных
накоплений
От 25 августа 2003 г. N 2
Москва
Присутствовали:
члены Общественного совета: - Еремеев Олег Витальевич
Луконин Сергей Викторович
Недорослев Сергей Георгиевич
Чекменев Андрей Иванович
Шавишвили Давид Федорович
Шанин Игорь Григорьевич
Шмаков Михаил Викторович
Юргенс Игорь Юрьевич
заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду и социальной политике
- Брусникин Николай Юрьевич
начальник Департамента социального развития Аппарата Правительства Российской Федерации - Гонтмахер Евгений Шлемович
генеральный директор НП «Аналитический центр развития социального партнерства» - Москвина Марина Валерьевна
исполнительный директор НП «Аналитический центр развития социального партнерства» - Недобой Игорь Иванович
директор Исследовательского фонда «Институт социальных и правовых проблем» - Певзнер Александр Григорьевич
заместитель начальника отдела по пенсионной реформе Минфина России. - Чумакова Екатерина Владимировна
I. Об Экспертной группе по оценке требований к участникам конкурсов по отбору специализированного депозитария и отбору управляющих компаний и условий проведения этих конкурсов
(Еремеев, Шмаков, Юргенс, Шанин, Луконин)
1. В соответствии с решением Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений (Протокол N 1 от 05.08.2003г.) о создании Экспертной группы по оценке требований к участникам конкурсов по отбору специализированного депозитария и отбору управляющих компаний и условий проведения этих конкурсов одобрить прилагаемый состав Экспертной группы по оценке требований к участникам конкурсов по отбору специализированного депозитария и отбору управляющих компаний и условий проведения этих конкурсов (Приложение N1).
2. Предоставить Председателю Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений право при необходимости расширять состав указанной Экспертной группы за счет привлечения новых экспертов в соответствующих областях или создавать временные специализированные экспертные группы.
II. О нормативно-правовой базе по проведению конкурсов по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным Фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным Фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений
(Еремеев, Певзнер, Шавишвили, Луконин, Гонтмахер, Шмаков, Юргенс, Недорослев, Чумакова, Брусникин)
1. Принять к сведению информацию Экспертной группы по оценке требований к участникам конкурсов по отбору специализированного депозитария и отбору управляющих компаний и условий проведения этих конкурсов об итогах анализа нормативных правовых актов, регулирующих вопросы проведения конкурсов по отбору специализированных депозитариев и управляющих компаний, и ее заключение о соответствии указанных требований действующему законодательству (Приложение N2).
2. Отметить, что для проведения последующих конкурсов по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об указании услуг специализированного депозитария и по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений необходимо внести изменения и дополнения в соответствующую нормативную правовую базу, в частности признать необходимым в дальнейшем при проведении конкурсов;
осуществлять отбор нескольких специализированных депозитариев для обслуживания управляющих компаний;
существенно упростить документацию, входящую в состав заявок на участие в конкурсах по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об указании услуг специализированного депозитария и по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
3. Членам Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений до 1 ноября 2003 года направить в Экспертную группу по оценке требований к участникам конкурсов по отбору специализированного депозитария и отбору управляющих компаний и условий проведения этих конкурсов для обобщения возможные замечания и предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты по проведению конкурсов по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
4. Экспертной группе по оценке требований к участникам конкурсов по отбору специализированного депозитария и отбору управляющих компаний и условий проведения этих конкурсов обобщить предложения по внесению дополнений и изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие проведение конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний, и внести их на рассмотрение Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений.
5. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложениями:
об изменении законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих проведение конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний, с учетом предложений, подготовленных Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений, в первую очередь, направленных на создание условий для отбора не одного, а нескольких специализированных депозитариев для заключения с ними Пенсионным Фондом Российской Федерации договоров об оказании услуг специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным Фондом Российской Федерации договоров доверительного управления средствами - пенсионных накоплений;
о проведении на новых условиях (после соответствующего изменения законодательства в области проведения конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний) дополнительных конкурсов по отбору специализированных депозитариев для заключения с ними Пенсионным Фондом Российской Федерации договоров об оказании услуг специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным Фондом Российской Федерации договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
6. Обратить внимание Министерства финансов Российской Федерации на необходимость своевременного и оперативного представления членам Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, входящих в состав конкурсных комиссий по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний, информации, связанной с деятельностью соответствующих конкурсных комиссий.
III. О плане работы Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений
(Еремеев, Шанин, Луконин)
Поручить членам Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений в срок до 5 сентября 2003 года подготовить и направить Председателю Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений предложения по плану работы Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений на период до 01 января 2004 года.
IV. О выборах заместителей Председателя Общественного совета по инвестированию пенсионных накоплений
(Еремеев, Луконин, Шмаков, Шавишвили)
1. Избрать заместителей Председателя Общественного совета по инвестированию пенсионных накоплений в количестве 2 человек.
2. Избрать заместителем Председателя Общественного совета по инвестированию пенсионных накоплений Шмакова Михаила Викторовича.
3. Избрать заместителем Председателя Общественного совета по инвестированию пенсионных накоплений Юргенса Игоря Юрьевича.
V. Об Экспертной группе по вопросам информационного обеспечения процесса инвестирования средств пенсионных накоплений
(Еремеев, Шанин, Луконин, Шмаков, Недорослев)
1. Создать при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений Экспертную группу по вопросам информационного обеспечения процесса инвестирования средств пенсионных накоплений для целей:
анализа общественного мнения и публикаций в СМИ по вопросам инвестирования средств пенсионных накоплений;
выявления проблемных вопросов с целью их своевременной корректировки;
выработки предложений по механизму информирования СМИ и граждан по вопросам инвестирования средств пенсионного накопления;
обеспечения участия в проектах технической помощи (ТАСИС, Всемирный банк).
2. Поручить членам Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений Луконину С.В. и Шанину И.Г. подготовить предложения о персональном составе Экспертной группы по вопросам информационного обеспечения процесса инвестирования средств пенсионных накоплений и внести их на рассмотрение Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений.
VI. О проведении следующего заседания Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений
(Еремеев)
Следующее заседание Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений провести во второй половине сентября 2003 года.
Председатель О.В. Еремеев
Приложение N1
к заседанию Общественного совета
по инвестированию средств пенсионных накоплений
от 25 августа 2003 года
Одобрен Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений
(Протокол N2
от 25 августа 2003 года)
Состав Экспертной группы
Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений
Брусникин Николай Юрьевич - заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по труду и социальной политике
Дубровин Владимир Юрьевич - генеральный директор ПППФ «Ветеран»;
заместитель председателя комитета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов
Емелин Андрей Викторович исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) по правовым вопросам
Ермаков Леонид Алексеевич - руководитель сектора Института социальной политики Академии труда и социальных отношений
Кабалкин Сергей Львович - заместитель председателя Правления «Профессиональной лиги НПФ»
Крючкова Полина Викторовна - программный директор Международной Конфедерации обществ потребителей
Лебедев Николай Алексеевич - заведующий юридическим отделом Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности
Недобой Игорь Иванович - исполнительный директор Аналитического центра развития социального партнерства
Никонов Николай Васильевич - руководитель группы отдела социальных гарантий аппарата ФНПР
Озеров Виктор Константинович - руководитель сектора Института социальной политики Академии труда и социальных отношений
Певзнер Александр Григорьевич - директор Исследовательского фонда «Институт социальных и правовых проблем»
Подойницин Андрей Владимирович - президент Некоммерческого партнерства «Национальная лига управляющих»
Пономарева Елена Георгиевна - советник Президента НПФ «Газфонд»
Шейнин Леонид Борисович - с.н.с. Института социальной политики Академии труда и социальных отношений
Якушев Евгений Львович - заместитель председателя Экспертного совета при Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России
Приложение N2
к заседанию Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений
от 25 августа 2003 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной группы Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений
по результатам анализа условий конкурсов среди специализированных депозитариев и управляющих компаний
Экспертной группой проведен анализ постановлений Правительства от 8.05.2003 N 266 и от 26.06.2003 N 390 и приказа Министерства финансов от 04.07.2003 N 60н, составляющих нормативно-правовую базу проведения конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющей компании.
Замечания по условиям проведения конкурса по отбору специализированного депозитария, определенных Правилами проведения конкурса, утвержденными постановлением Правительства N 266, и конкретизированы в приказе Минфина N 60н:
1. Предусмотренные пунктом 6 Правил показатели, информацию о которых претендент должен представить для допуска к участию в конкурсе, являются излишне детализированными. Методикой определения рейтинга специализированного депозитария (утверждена постановлением Правительства от 26.06.2003 г. N 390), определяется, что в конкурсе могут участвовать организации, обладающие крупными размерами собственных средств, в течение продолжительного времени функционирующие на финансовом рынке, публикующие информацию о результатах своей деятельности и уже имеющие достаточно высокий рейтинг, подтвержденный, как правило, рейтинговыми компаниями.
Исходя из этого, система показателей должна быть такой, чтобы подтвердить или поставить под сомнение имеющийся рейтинг.
Поэтому представляются излишней, например, информация по показателям, предусмотренным:
а) подпункт «в» пункта 6 – о составе и структуре акционеров (участников) претендента. Требования к содержанию этой информации конкретизированы в подпункте «е» пункта 11 Правил, в соответствии с которым необходимо сообщить подробные сведения о каждом акционере, включая домашние адреса акционеров – физических лиц.
Во-первых, неясно, какие выводы можно сделать на основе этой информации, как это может быть учтено при определении рейтинга.
Во-вторых, понятия «структура акционеров» вообще не существует.
В-третьих, претендент как эмитент может представить информацию только в том случае, если сам ведет реестр акционеров, т.е. если количество акционеров не превышает 50. Если реестр ведется регистратором, то он может представить список акционеров только на определенную дату перед проведением общего собрания. Если в реестре указаны номинальные держатели, то и регистратор не может дать информацию об акционерах.
б) подпункт «н» пункта 6 – отсутствие задолженности перед бюджетами. Неясно, о какой задолженности идет речь: о задолженности за налоговый период или о задолженности за отчетный период, хотя это имеет существенное значение, Например, наличие задолженности за какой-то квартал по одному из налогов вряд ли может служить основанием для устранения от участия в конкурсе.
в) подпункт «о» пункта 6 – отсутствие взысканий за административные правонарушения в сфере рынка ценных бумаг и финансовых услуг.
Во-первых, нет понятия «взыскания за административные правонарушения», есть понятие «административное наказание» (глава 3 КоАП РФ). Нет понятия «правонарушения в сфере рынка ценных бумаг и финансовых услуг», есть понятие «административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» (глава 15 КоАП РФ).
Во-вторых, лицо считается подвергнутым административному наказанию только в течение года со дня исполнения наказания.
В-третьих, необходимо учитывать характер правонарушения, за которое было назначено наказание. Например, наказание было назначено за просрочку в представлении отчетности. Вряд ли это должно служить основанием, для запрета участия в конкурсе. В-четвертых, неясно, почему справку об отсутствии административных наказаний должна представлять ФКЦБ (приложения 6 и 7 к приказу Минфина от 04.07.2003 N 60н), ведь нарушения в указанной области могут быть не связаны с деятельностью комиссии. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рынка ценных бумаг, рассматривает только дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.17 - 15.24 КоАП РФ.
Необходимо учитывать, что, дела об административном правонарушении в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, кроме уполномоченного федерального органа исполнительной власти рассматривают судьи районных судов, судьи арбитражных судов, мировые судьи, налоговые органы, органы, ответственные за исполнение федерального бюджета, и органы МВД России. Необходимо конкретизировать, какие именно административные правонарушения имеются в виду.
г) подпункт «п» пункта 6 – формулировка «ошибками, небрежностью или умышленными действиями» юридически некорректна, поскольку ошибка является разновидностью небрежности.
2. Излишним является требование о представлении некоторых документов, указанных в пункте 11. Например, нотариально заверенных копий учредительных документов, свидетельств о регистрации юридического лица, о постановке на налоговый учет (пункты 11б и 11в).
Неясно, о каких бухгалтерских балансах и отчетах, «заверенных» аудитором, идет речь (кстати, аудитор не заверяет, а подтверждает отчетную документацию, см.ст.88 Закона «Об акционерных обществах»).
Подтверждение аудитора требуется только для публикуемых отчетов (ст.88 Закона «Об акционерных обществах»), поэтому для закрытых обществ и ООО такого подтверждения не требуется.
3. Пункт 26 предусматривает утверждение организатором конкурса протокола о проведении конкурса. Неясно, каково юридическое значение такого утверждения, может ли организатор конкурса не утвердить протокол, в каких случаях можно это сделать и каковы последствия этого.
4. В соответствии с пунктом 20 Правил конкурсная комиссия определяет для каждого участника конкурса рейтинг специализированного депозитария.
Рейтинг должен рассчитываться в соответствии с методикой его определения и установленными требованиями. В тоже время в Методике определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного депозитария при проведении в 2003 году конкурса по отбору специализированного депозитария, утвержденной постановлением Правительства N 390 не учтены полностью или частично ряд требований к участникам конкурса, утвержденных постановлением Правительства N 266. При этом, если в методике определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) приведены количественные показатели, то по требованиям, не вошедшим в методику, количественных показателей нет.
В процессе дальнейшего совершенствования системы отбора специализированного депозитария целесообразно предусмотреть возможность заключения договора не с одним, а с несколькими депозитариями.
Во-первых, наличие одного депозитария превращает его в монополиста со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе лишает управляющие компании возможность выбирать депозитария и выходить на рынок с целостным комплексом услуг, включая наличие договора с депозитарием. Наличие нескольких депозитариев создает условия для конкуренции на рынке финансовых услуг.
Во-вторых, единственный депозитарий оказывается монопольным обладателем большого объема чрезвычайно важной информации, получаемой в режиме реального времени, что создает возможность для использования ее в инсайдерских целях.
Замечания по условиям проведения конкурса по отбору управляющих компаний.
На Правила проведения конкурса по отбору управляющих компаний имеются те же замечания, что и на Правила проведения конкурса по отбору специализированного депозитария. Но при этом необходимо учитывать, что требование излишней информации, сложность ее получения претендентами может отрицательно сказаться на результатах конкурса. Некоторые управляющие компании, успешно работающие на рынке финансовых услуг, воздержатся от участия в конкурсе именно потому, что это связано с добыванием большого объема информации, причем, в значительной мере дублирующей ту, которая уже доступна для конкурсной комиссии.
Кроме того, п.19 Правил предоставляет конкурсной комиссии право потребовать от победителей конкурса подтверждения их соответствия требованиям, предъявляемым к участникам конкурса. Смысл этого пункта неясен. В соответствии с п.10 Правил по всем показателям, предусмотренным Правилами, участник должен представить подтверждения. Без этого он к участию в конкурсе не допускается. Требование повторного подтверждения лишено смысла.
Выводы:
1. В законодательных и нормативных правовых актах по вопросам инвестирования средств пенсионных накоплений можно отметить следующие недостатки:
- документы содержат значительное число некорректных, необоснованных, необъективных и частично излишних требований как к специализированному депозитарию, так и к управляющим компаниям;
- в них отсутствует указание конкретных административных правонарушений, наличие которых препятствует компаниям участвовать в конкурсе;
- наличие только одного специализированного депозитария необоснованно и не соответствует рыночным отношениям в экономике;
- отсутствуют законодательно установленные требования к государственной управляющей компании, которая будет заниматься инвестированием средств пенсионных накоплений граждан, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании, и структуре ее инвестиционного портфеля.
В целях более эффективного управления средствами пенсионных накоплений в 2003 году провести доработку законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы инвестирования средств пенсионных накоплений, и в 2004 году провести на новых условиях следующий конкурс по отбору специализированных депозитариев и управляющих компаний.
Одобрено на заседании Экспертной группы 20 августа 2003 года.
См. также (1)
Новый комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.