Аналитика

Заседание от 1 октября 2003 года

ПРОТОКОЛ
Заседания Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений

От 01 октября 2003 г. N 3
Москва

Присутствовали:
члены Общественного совета:
Еремеев Олег Витальевич;
Бендукидзе Каха Автандилович;
Кабанова Валентина Викторовна;
Кузьменко Михаил Михайлович;
Луконин Сергей Викторович;
Недорослев Сергей Георгиевич;
Чекменев Андрей Иванович;
Шавишвили Давид Федорович;
Шанин Игорь Григорьевич;
Шмаков Михаил Викторович;
Юргенс Игорь Юрьевич

главный редактор журнала «Пенсионные фонды и инвестиции» Алехин Михаил Ильич
заместитель руководителя департамента внутреннего долга Министерства финансов Российской Федерации Воронцов Андрей Николаевич
заместитель Министра финансов Российской Федерации Златкис Белла Ильинична
заместитель главного редактора журнала «Пенсия» Илюхина Ольга Евгеньевна
программный директор Международной конфедерации обществ потребителей Крючкова Полина Викторовна
руководитель проекта Информационно-аналитический портал пенсионной индустрии «Fundshub.ru» Логинов Вадим Николаевич
генеральный директор НП «Аналитический центр развития социального партнерства» Москвина Марина Валерьевна
исполнительный директор НП «Аналитический центр развития социального партнерства» Недобой Игорь Иванович
советник департамента социального развития Аппарата Правительства Российской Федерации Олифирова Татьяна Валерьевна
директор по связям с общественностью Союза «Координационный Совет объединений работодателей России» Попонин Алексей Аркадьевич
генеральный директор Негосударственного пенсионного фонда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Рощак Александр Валерьевич

I. Об итогах проведения конкурсов по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений

(Еремеев, Недорослев, Бендукидзе, Шавишвили, Луконин, Златкис, Кабанова, Шанин, Юргенс)

1. Принять к сведению информацию члена Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений Недорослева С.Г. (приложение 1) и заместителя Министра финансов Российской Федерации Златкис Б.И. об итогах проведения конкурсов по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
2. Констатировать, что конкурсы по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений проведены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
3. Отметить, что Правила организации и проведения конкурса, а также требования к участникам конкурса и должностным лицам участников проводимого в 2003 году конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2003 года N 390, обеспечивая широкий доступ к управлению средствами пенсионных накоплений большого числа организаций, не гарантируют отбора наиболее надежных управляющих компаний.
Признать необходимым ускорить разработку предложений по совершенствованию законодательства и нормативных правовых актов по проведению конкурсов по отбору нескольких специализированных депозитариев и управляющих компаний.
4. Обратиться с предложением к Министерству финансов Российской Федерации о подготовке совместно с Экспертной группой Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений изменений и дополнений в нормативные правовые акты по проведению конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний с целью уточнения предъявляемых к ним требований и перечня критериев отбора.
5. Направить в управляющие компании, объявленные победителями конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, обращение Общественного совета с предложением проинформировать граждан о фактических (бенефициарных) владельцах управляющих компаний, широко используя для этого средства массовой информации, интернет.

II. О системе информирования граждан о формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений

(Еремеев, Попонин, Шанин, Луконин, Крючкова, Шавишвили, Шмаков, Златкис, Кабанова, Олифирова, Юргенс)

1. Принять к сведению информацию Попонина А.А., директора по связям с общественностью Координационного Совета объединений работодателей России (приложение 2), Крючковой П.В., программного директора Международной конфедерации обществ потребителей (приложение 3) по вопросу информационного обеспечения процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.
2. Отметить, что в настоящее время различными организациями (Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, управляющими компаниями, СМИ и др.) проводится определенная работа по информированию населения о пенсионной реформе.
Признать, что проводимая работа по информационному обеспечению пенсионной реформы не имеет системного характера и не рассчитана на конечного потребителя – будущего пенсионера.
3. Положительно оценить деятельность Международной конфедерации обществ потребителей по мониторингу и анализу ситуации, связанной с информированием граждан о процедуре формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и пенсионной реформе в целом. Направить Министру труда и социального развития Российской Федерации Починку А.П. и Председателю Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Зурабову М.Ю. подготовленные Международной конфедерацией обществ потребителей материалы, содержащие результаты проведенного исследования и предложения по совершенствованию процесса информирования граждан о пенсионной реформе.
4. Поручить Луконину С.В. совместно с Экспертной группой Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений осуществить анализ ситуации в связи с проводимой в настоящий момент управляющими компаниями и их объединениями информационной деятельностью, направленной на привлечение средств пенсионных накоплений граждан для доверительного управления, и предоставить его результаты Общественному совету.
5. Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений считает необходимым:
1) обратиться к Правительству Российской Федерации с предложениями:
- провести анализ хода осуществляемой для населения разъяснительной работы о реализации пенсионной реформы и разработать совместно с Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений предложения в целях придания проводимой информационной кампании системного характера и повышения ее эффективности;
- осуществить координацию действий Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в деятельности по информированию граждан о ходе пенсионной реформы;
- рассмотреть вопрос об увеличении финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по информированию граждан о формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсионной реформе в целом;
- рассмотреть вопрос об ускорении открытия специализированной «горячей линии» и назначении должностного лица, ответственного за ее создание и функционирование;
- создать единую общедоступную базу данных по управляющим компаниям.
2) обратиться к Пенсионному фонду Российской Федерации с предложениями:
- разработать совместно с Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений комплекс мероприятий по осуществлению широкой информационной кампании за счет средств, предусмотренных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, включая открытие официального представительства Пенсионного фонда Российской Федерации в интернете для широкого круга пользователей;
- предоставлять на регулярной основе Общественному совету по инвестированию средств пенсионных накоплений информацию об осуществляемом формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений граждан.
3) Обратиться в Министерство труда и социального развития Российской Федерации с предложением о привлечении экспертов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений к работе, проводимой Министерством в области информирования населения о ходе пенсионной реформы.
6. Обратиться к Министру труда и социального развития Российской Федерации Починку А.П. и Председателю Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Зурабову М.Ю. с предложением представить информацию о ходе работы по информированию граждан о пенсионной реформе, включая вопросы финансирования проводимых в этой связи мероприятий.

III. О плане работы Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений на III квартал 2003 года

(Еремеев, Луконин, Шмаков)

1. Утвердить план работы Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений на III квартал 2003 года (приложение 4).
2. Членам Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений до 1 декабря 2003 года подготовить и направить на имя председателя Общественного совета предложения в план работы Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений и его Экспертных групп на 2004 год.

IV. Разное

(Еремеев, Шмаков)

Направить Президенту Российской Федерации обращение о необходимости совершенствования механизма реализации полномочий Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, предоставленных на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 827, в целях повышения эффективности его деятельности и взаимодействия с органами государственной власти и управления.

Председатель О.В. Еремеев

Приложение 1
к Протоколу N3 Общественного
совета по инвестированию
средств пенсионных накоплений
от 01 октября 2003 года

Справка об итогах конкурсов
по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений

I. Итоги конкурсов по отбору специализированного депозитария для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
1) Проведение конкурсов по отбору специализированного депозитария осуществлено в соответствии с Правилами организации и проведения конкурса по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2003 г. N 266, а также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 60н.
Организатором конкурса в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 190 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений" являлся Минфин России.
Заявки на участие в конкурсе принимались с 10:00 по московскому времени с 8 августа до 15:00 25 августа 2003 года.
Конкурс проводился в Министерстве финансов Российской Федерации с 11:00 26 августа 2003 г. до 12:00 28 августа 2003 г.
Состав конкурсной комиссии по отбору управляющих компаний Утвержден Распоряжением Правительства российской Федерации от 21 августа 2003 года 3 1180-р. В состав комиссии включено 14 человек, из них 8 представителей федеральных органов исполнительной власти, 2 – ПФР, и по 2 представителя работодателей и профсоюзов из числа членов Общественного совета.

2) В Минфин России поступило 3 заявки на участие в конкурсе по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария. Заявки были оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемым к ним, в запечатанных конвертах с пометкой «На конкурс по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фонда Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария». Одновременно была предоставлена информация согласно пункта «и» Правил организации и проведения конкурса по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фонда Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2003 г. N 266 в документальной форме.
3) Претендентами на участие в конкурсе по отбору специализированного депозитария были следующие организации:
1. Общество с ограниченной ответственностью «Специализированная депозитарная компания «ГАРАНТ»;
2. Закрытое акционерное общество «Объединенная депозитарная компания»;
3. Закрытое акционерное общество «Балтийское Финансовое Агентство».
4) Организатором конкурса - Минфином России были проверены документы, представленные претендентами на участие в конкурсе (за исключением документов, представленных в запечатанном конверте). По результатам проверки организатор конкурса представил конкурсной комиссии информацию о соответствии проверенных документов установленным требованиям.
5) Запечатанные конверты с Заявками на участие в конкурсе по отбору специализированного депозитария были вскрыты в присутствии представителей участников конкурса.
Конкурсной комиссией с целью разъяснения показателя, получения разъяснений и уточнений были затребованы дополнительные сведения по интересующим вопросам.
6) Конкурсной комиссией было установлено несоответствие показателей, указанных в пунктах 8, 9, 10, 15 Заявки Закрытого акционерного общества «Балтийское Финансовое Агентство» установленным требованиям.
На основании чего конкурсной комиссией было принято решение об отстранении Закрытого акционерного общества «Балтийское Финансовое Агентство» от дальнейшего участия в конкурсе.
6) Комиссией на основании показателей, указанных в заявках участников конкурса, был произведен расчет рейтинга участников конкурса и принято решение о присвоении рейтинга показателям каждого участника конкурса по всем требованиям, содержащимся в Заявке участника конкурса.
В соответствии с присвоенными показателями рейтинга определен итоговый список участников конкурса в соответствии с определенной для каждого участника конкурса совокупной взвешенной оценкой (рейтингом):
1. Закрытое акционерное общество «Объединенная депозитарная компания» - 29,5 баллов;
2. Общество с ограниченной ответственностью «Специализированная депозитарная компания «ГАРАНТ» - 21,4 балла.
7) В соответствии с определенной совокупной взвешенной оценкой (рейтингом) участников конкурса победителем конкурса по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария конкурсной комиссией единогласно признан участник, набравший наибольший рейтинг: Закрытое акционерное общество «Объединенная депозитарная компания».

II. Итоги конкурсов по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

1) Проведение конкурсов по отбору управляющих компаний осуществлено в соответствии с Правилами организации и проведения конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2003 г. N 266, а также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 60н.
Организатором конкурса в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 190 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений" являлся Минфин России.
Конкурс проводился в Министерстве финансов Российской Федерации. В соответствии с опубликованным Извещением приема заявок осуществлялся с 10:00 часов по московскому времени 8 августа до 15:00 часов 25 августа 2003 года. В дальнейшем Приказом Минфина России от 31.07.2003 г. N 69н срок приёма заявок, представляемых на конкурс по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, был продлен, до 15.00 часов 29 августа 2003 года. Конкурс состоялся с 15:00 1 сентября 2003 года до 12:00 4 сентября 2003 года.
Состав конкурсной комиссии по отбору управляющих компаний Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 года 3 1180-р. В состав комиссии включено 14 человек, из них 8 представителей федеральных органов исполнительной власти, 2 – ПФР, и по 2 представителя работодателей и профсоюзов из числа членов Общественного совета.
В период проведения конкурсов Минфином России осуществлялись разъяснения по вопросам проведения конкурса по отбору управляющих компаний. Разъяснения для ознакомления всеми участниками конкурса размещались на сайте Минфина России.
2) Для участия в конкурсе по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений было принято 59 заявок с пометкой «На конкурс по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений». Все участники конкурса были юридическими лицами. С момента, регистрации заявок на участие в конкурсе все претенденты приобрели статус участников конкурса.
Одновременно с заявкой на участие в конкурсе претендентами были предоставлены организатору конкурса дополнительно документы, определенные Постановлением Правительством Российской Федерации от 8 мая 2003 г. N 266:
а) копия лицензии на деятельность по доверительному управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
б) копии учредительных документов юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица - претендента или свидетельства о внесении записи о нем в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о регистрации лица в качестве налогоплательщика;
в) копия документа об избрании (назначении) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица;
г) бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за последние 3 года, предшествующие году подачи заявки на участие в конкурсе;
д) документ, подтверждающий полномочия лица, подавшего заявку на участие в конкурсе;
е) заверенный руководителем претендента перечень сведений об акционерах (участниках).
ж) инвестиционная декларация, включающая виды активов, в отношении которых у претендента имеется опыт осуществления деятельности в качестве управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
3) Запечатанные конверты с Заявками на участие в конкурсе по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений были вскрыты в присутствии представителей участников конкурса.
3) Организатором конкурса были проверены документы, представленные участниками конкурса (за исключением документов, находящихся в запечатанных конвертах), информация о соответствии проверенных документов была доведена до сведения членов конкурсной комиссии. Четыре участника конкурса указали в представленной инвестиционной декларации не один, а несколько инвестиционных портфелей (ЗАО «УК ТРИНФЙКО», ЗАО «УК Брокеркредитсервис», ООО «УК Агана», ООО «УК Доверие Капитал», ОАО «УК Система-Инвестментс»).
4) При вскрытии заявок Общества с ограниченной ответственностью "АРК Победа", Закрытого акционерного общества "Управляющая компания Банка Москвы", Общества с ограниченной ответственностью "Дойчер Инвестмент Траст" и Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Элби-Траст" были обнаружены несоответствия конкурсным требованиям (подпункт «д» пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2003 года N 266). В результате указанные организации были отстранены от дальнейшего участия в конкурсе.
5) В соответствии с информацией ФКЦБ России (на запрос организатора конкурса, письмо от 1 сентября 2003 г. N ОЗ-СХ-02/12602) взыскания за административные правонарушения в сфере рынка ценных бумаг и финансовых услуг; санкции в виде приостановления действия или аннулирования лицензии на деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами у всех участников конкурса, а также у руководителей компаний, признанных участниками конкурса, отсутствуют.
Кроме того, по информации, представленной Федеральной Службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (запрос организатора конкурса, письма от 3 сентября 2003 г. N ТТ-01/3100 и от 4 сентября 2003 года NТТ-01/3115), к участникам конкурса процедур банкротства не применялись.

6) В целях более глубокого изучения материалов, представленных участниками конкурса, была затребована дополнительная информация.
В результате проверки всех материалов, победителями конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об управлении средствами пенсионных накоплений признаны 55 организаций (приложение).

Приложение 2
к Протоколу N3 Общественного совета по инвестированию
средств пенсионных накоплений
от 01 октября 2003 года

О системе информирования граждан в рамках проводимой пенсионной реформы

Осуществляемая в России пенсионная реформа коренным образом меняет роль настоящих и будущих пенсионеров в пенсионной системе, в которой предусмотрена накопительная составляющая трудовой пенсии. В ближайшее время будущий пенсионер сможет выбирать управляющую компанию, которая будет управлять пенсионными накоплениями, и негосударственный пенсионный фонд, в который будут переводиться средства из Пенсионного фонда России, а в дальнейшем застрахованное лицо может менять управляющую компанию или НПФ. При выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, будущий пенсионер также выбирает и инвестиционный портфель, то есть виды активов, в которые будут инвестированы его средства. От такого выбора напрямую зависит доходность вложений, и, следовательно, будущий размер пенсии.
Чтобы стать активным участником пенсионных отношений и делать выбор управляющей компании или пенсионного фонда, человек должен понимать свои права и обязанности, а также понимать что происходит с деньгами, когда они передаются Пенсионным фондом России в выбранную управляющую компанию или НПФ. И, кроме того, человек должен обладать всей полнотой информации о существующих управляющих компаниях, пенсионных фондах, о степени доходности и надежности определенных видов активов, в которые могут быть инвестированы средства накопительной части.
В настоящее время лишь очень незначительная часть населения обладает необходимыми знаниями для реализации предоставленных им прав. Пока основная часть будущих пенсионеров вообще слабо представляет, в чем состоит суть пенсионной реформы, не говоря уже о том, чтобы разобраться в тонкостях инвестирования в различные активы.
Так если, по данным ВЦИОМ, 72% россиян знают о том, что в России проводится пенсионная реформа, то лишь 25% - о возможности выбрать управляющую компанию для вложения накопительной части пенсии. По данным исследования РОМИР, 66,5% на данный момент еще не определили, каким образом они распорядятся персональными счетами пенсионных накоплений. Среди россиян, которые уже приняли какое-либо решение, чуть более четверти собираются оставить свои пенсионные накопления в управлении Пенсионного фонда России, а 5,2% респондентов определились передать управление накопительной частью своей пенсии профессиональной управляющей компании. Опрос респондентов, не собирающихся передавать пенсионные накопления в управляющие компании, показал, что среди основных причин такого решения – недостаточное информирование о пенсионной реформе (34,8%) и недостаток данных об управляющих компаниях (23,5%).
Отсутствие информации о ходе пенсионной реформы приводит к тому, что граждане не предпринимают никаких действий, что только усиливает монопольное положение государственной управляющей компании. Помимо наличия большого числа «молчунов», возможно негативное последствие недооценивания информационно-разъяснительной работы с населением при проведении пенсионной реформы. При недостаточной информированности определенная часть населения будет делать непродуманный выбор и в итоге терять те деньги, которые составляют накопительную часть их пенсии. Как итог этого – возрастание напряженной социальной обстановки в обществе, общее недовольство пенсионной реформой и ее проводником – государством.
Поэтому особенно важным становится проведение на самых разных уровнях хорошо продуманной информационно-разъяснительной работы с населением.

Модель проведения информационной кампании

Цели и задачи

Введение нового пенсионного законодательства и реализуемые в связи с этим правительственные меры по реформированию пенсионной системы являются масштабной программой, которая затрагивает практически все население Российской Федерации. Неоднократные изменения в вопросах пенсионного обеспечения за последние годы обуславливают объективную сложность донесения до широкой аудитории позитивных сторон нового пенсионного законодательства. Преодоление негативных тенденций общественного мнения требует масштабной и скоординированной работы на федеральном и региональном уровнях.
Основными стратегическими целями проведения информационной кампании должны стать:
- Распространение информации для широких слоев населения России о процессе реформирования пенсионной системы
- Разъяснение о новых элементах и механизмах системы
- Информирование населения о том, как воспользоваться новыми элементами пенсионной системы
Для достижения поставленной цели в рамках информационной кампании необходимо решать следующие задачи:
- Организация широкой разъяснительной кампании с использованием возможностей центральных и региональных средств массовой информации для информирования населения о целях и задачах реформы, об объективной необходимости дальнейшей перестройки системы пенсионного обеспечения.
- Разработка и распространение информационных материалов с учетом региональной и этнической специфики.
- Задействование возможностей структур государственной власти и общественных организаций, лидеров общественного мнения для информирования целевых аудиторий.
- Разъяснение новых пенсионных прав и обязанностей граждан и государства.

Целевые аудитории

Разработку информационной кампании необходимо вести с учетом целевой аудитории, на которую она будет ориентирована.
Характеризуя целевые аудитории, можно отметить, что широкие слои россиян не имеют большого интереса к теме пенсионной реформы. Для многих, особенно активной работающей части населения, эта тема далека от повседневных проблем, а потому у людей нет достаточных мотиваций по отношению к происходящим в системе пенсионного обеспечения переменам. Данное обстоятельство приводит, с одной стороны, к тому, что эта тема не столь пристально освещается в СМИ, а с другой, - в массовом сознании циркулируют некоторые мифы и представления, далекие от реалий нового пенсионного законодательства. Таким образом, для донесения информации о ходе пенсионной реформы и ее широкого обсуждения необходимо взаимодействовать с целевыми группами, которые впоследствии станут трансляторами идей в более широкие целевые аудитории. В рамках информационной кампании целевые аудитории нужно подразделять на две основные категории – конечные и аудитории-трансляторы.
Целевые аудитории-трансляторы с точки зрения задач информационной кампании являются и объектом работы по формированию позитивного, заинтересованного отношения к проблемам пенсионной реформы, и каналом, с помощью которого информация о реформе будет доводиться до конечного потребителя. Успешное осуществление направленной на эти группы информационно-разъяснительной работы позволит использовать их для усиления воздействия в целях обеспечения поддержки пенсионной реформы на те слои населения и общественные институты, для которых они являются социальными авторитетами.

Основные каналы распространения информации

Проведенный анализ показал, что основными каналами распространения информации в настоящее время являются следующие.

1. Средства массовой информации.

Исходя из опыта проведения массовых кампаний общенационального масштаба, можно сделать вывод о том, что наиболее эффективными каналами коммуникации являются средства массовой информации (центральные и региональные информационные агентства, центральное телевидение, радио, региональные электронные средства массовой информации, а также центральные и региональные печатные издания).

2. Проведение мероприятий

Организация и проведение круглых столов, пресс-конференций и иных информационных поводов для СМИ, посвященных текущим событиям пенсионной реформы (новые законы, правила, решения и т.п.)
Инициирование или использование общественных и профессиональных мероприятий для пропаганды пенсионной реформы.
Организация методических семинаров с журналистами центральных и региональных СМИ по проблемам проведения информационной кампании по пенсионной реформе.

3. Обеспечение участия экспертов и специалистов в области пенсионной реформы в программах, актуализирующих пенсионные проблемы.

4. Трансляция в радиоэфире тематических программ.

На радиостанциях федерального и межрегионального уровня.

На региональных радиостанциях, имеющих максимальный охват аудитории в регионе вещания.

5. Размещение рекламных, информационных, методических материалов и оригиналов статей по темам пенсионной реформы.

- Аналитические и экспертные статьи.
- Актуальные комментарии по событиям и этапам реализации пенсионной реформы.
- Интервью, ответы на вопросы участников «горячей линии» и читателей данного издания.
- Публицистические и обзорные материалы.

6. Размещение в специализированных изданиях методических и разъяснительных материалов о проблемных вопросах хода пенсионной реформы.

7. Производство, публикация и рассылка информационных и методических брошюр.

8. Размещение рекламных, информационно-просветительских и методических материалов на информационных ресурсах Интернета.

9. Организация работы непосредственно с населением

- Организация телефонной «горячей линии» с участием профильных экспертов.
- Размещение наглядной информации (плакаты, информационные стенды)
- Консультационные пункты

О работе «горячей линии» читатели и слушатели узнают из анонсов печатных и электронных СМИ. За время действия «горячей линии» ее организаторы обрабатывают тысячи телефонных звонков, которые поступают от жителей всех российских регионов. Все поступившие вопросы внимательно анализируются, систематизируются, и на их основе разрабатываются новые темы и рубрики для журналистских материалов.

Оценка текущей ситуации с информированием населения о ходе пенсионной реформы

В настоящее время различными организациями ведется определенная работа по информированию населения.
СМИ постоянно публикуют статьи, на телевидении выходят сюжеты по теме пенсионной реформы, проводятся ток-шоу с участием экспертов.
Управляющие компании, в особенности те, кто выиграл недавно проведенный конкурс, усиленно себя рекламируют, в частности, многие на собственных сайтах в сети Интернет создали специальные разделы, разъясняющие ход пенсионной реформы. Кроме того, на сайтах управляющих компаний и ряде он-лайн изданиях существуют калькуляторы, с помощью которых посетители могут узнать размер совей будущей пенсии в зависимости от возраста, получаемой зарплаты и даже уровня предполагаемого дохода от инвестирования пенсионных накоплений.
Достаточно часто на федеральном и региональном уровнях проводятся различного рода «круглые столы», конференции и семинары, информация о которых регулярно появляется в СМИ.
Однако такая работа не носит системного характера и не рассчитана на конечного потребителя – застрахованного лица, о чем свидетельствует низкий уровень информирования граждан. Кроме того, проводимые мероприятия не синхронизированы с осуществлением мероприятий в рамках пенсионной реформы (например, рассылке уведомлений Пенсионным фондом России о состоянии пенсионных счетов не предшествовала информационная кампания, разъясняющая суть рассылки, а самое главное, дальнейших действий получателей писем).

Хорошим примером могут служить сегодняшние публикации по итогам вчерашних мероприятий, в которых содержатся следующие ключевые сообщения:
- ПФР получил 800 заявлений от застрахованных лиц, половина из которых заполнена неправильно
- пенсионные накопления граждан, правильно заполнивших заявления, но выбравших управляющие компании, которые не заключат договор с ПФР, автоматически будут переведены в государственную управляющую компанию, т.е. помимо «молчунов», грамотно распорядиться своими накоплениями не под силу даже экономически активным гражданам.
- служащие региональных отделений ПФР принимают неправильно оформленные заявления

Правительством в свое время была сделана попытка проведения информационной кампании, для этих целей был получен займ Всемирного банка. В настоящее время Минтруда РФ через Российский фонд социальных реформ осуществляется соответствующий проект, на котором предлагается остановиться подробнее.

Программа формирования общественного мнения по проблемам пенсионного обеспечения и пенсионной реформы.

Данная программа осуществляется в соответствие с проектом SPIL (Social Protection Implementation Loan) по заказу Министерства труда и социального развития РФ (финансирование за счет средств кредита Всемирного банка). Оператором программы выступает Российский фонд социальных реформ (РФСР).
В июне 2003 года РФСР заключил договор на «Распространение эфирных и печатных материалов по пенсионной реформе в средствах массовой информации» с консорциумом ЗАО «Маркет Коммьюникейшн» и ООО «АРМИ» – Агентство реклама, маркетинг, информация» ставшими победителями проведенного конкурса (ранее проект осуществлял другой консорциум, однако после признания работы последнего неудовлетворительной, был проведен повторный конкурс). Сумма контракта – 600 000 долл. США. Дата окончания проекта – 31 декабря 2003 года. Руководителем проекта является Прянишников А.Е., начальник управления по взаимодействию с законодательными органами, информации и региональной политики Минтруда РФ. Кроме того, существует рабочая группа проекта в составе:
Ю.В.Воронин, руководитель департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ
С.А. Афанасьев, зам. руководителя департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ
А.Е. Прянишников, начальник управления по взаимодействию с законодательными органами, информации и региональной политики Минтруда РФ
Р.А. Тулумбаев, зам. начальника управления по взаимодействию с законодательными органами, информации и региональной политики Минтруда РФ
В.В. Батаев, руководитель Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ
В.И. Вьюницкий, советник Председателя Правления Пенсионного фонда РФ
Т.В. Олифирова, советник Департамента социального развития Аппарат Правительства РФ
А.В. Селиванов, Председатель Комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике
М.М. Карагодин, зам. руководителя Департамента социальной политики Минэкономразвития РФ
Проектом предусмотрено проведение следующих мероприятий:
- организация информационных поводов для СМИ в виде «круглых столов», пресс-конференций, посвященных текущим событиям пенсионной реформы
- изготовление и размещение телевизионных социальных роликов
- размещение рекламных информационно-просветительских материалов на социально-ориентированных ресурсах российской части Интернета
- обеспечение участия экспертов и специалистов в области пенсионной реформы в телевизионных и радио выступлениях
- производство, публикация и рассылка информационных и методических брошюр
- организация телефонной «горячей линии»
По информации, полученной от координатора проекта Дегтярева Г.П., работа ведется по следующим направлениям.
За истекший период проведены четыре «круглых стола» и конференции:
29.07.2003 – «Проблемы разработки правовых нормативных актов для реализации закона «О негосударственных пенсионных фондах», г. Москва, приняли участие руководитель Инспекции НПФ при Минтруда России В.В. Батаев и зам. руководителя Инспекции М.М. Аранжереев.
05.08.2003 – «Пенсионная реформа: как распорядиться собственными средствами», г. Тверь, принял участие начальник Департамента социального развития Аппарата Правительства РФ Е.Ш. Гонтмамхер.
19.08.2003 – Конференция в Центре международной торговли по теме регулирования размещения пенсионных накоплений, приняли участие зам. Министра финансов РФ Б.И. Златкис, председатель ФКЦБ РФ И.В. Костиков, зам. руководителя Департамента по управлению внутренним долгом Минфина РФ А.Н. Воронцов.
12.09.2003 – «Особенности пенсионной реформы на современном этапе», г. Тула, приняли участие зам. руководителя Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ С.А. Афанасьев, Советник Министра экономического развития и торговли РФ Д.С. Коншин.
Планируется проведение мероприятий в Тольятти, Волгограде, Уфе, Казани, Ростове-на-Дону.
Проект способствует освещению информационных поводов, связанных с пенсионной реформой, в центральных и региональных СМИ, в сети Интернет на информационных порталах и он-лайн изданиях, а также на официальных сайтах министерств и ведомств.
Издана брошюра «Пенсия в Ваших руках» тиражом 3000 экземпляров, в работе находятся еще две брошюры «Ваш пенсионный счет» и «Как получить пенсию». Брошюры предназначены для представителей СМИ.
Ведется подготовка телевизионных роликов социальной рекламы, которые будут выходить до конца года.
Указанный проект является единственной более-менее стройной программой информирования населения. Тем не менее, программа имеет весьма локальный характер ввиду незначительности выделенных средств. Основной целевой аудиторией являются представители СМИ, на массового пользователя пока запланированы только телевизионные ролики. Проектом РФСР используются не все возможности, в частности до сих пор не открыта «горячая линия», являющаяся эффективным инструментом информирования граждан и проведения мониторинга общественного мнения.

Для справки:
В Польше рекламная и PR кампании по пенсионной реформе проводились в 1999 г. При этом были задействованы ресурсы как частных пенсионных фондов, так и правительства (100 млн. и 5 млн. долларов соответственно). Проводились многочисленные фокус-группы, было изготовлено 4 рекламных телевизионных ролика, проводилась реклама в прессе и на радио, была создана телефонная горячая линия , отпечатан и разослан комплект брошюр. Очень активно использовался Интернет. Вся компания была объединена единым слоганом Security through diversity. Кроме девиза был нарисован и символ.

В Эстонии информационная кампания началась в начале марта 2002 года. Правительство Эстонии начало "раскручивать" вторую ступень пенсионной реформы, одновременно начали себя рекламировать и частные пенсионные фонды. По сообщениям местной прессы частные структуры планировали потратить около 80 млн. крон (около 4 млн. дол.). Правительство планировало истратить на рекламу реформы 3-4 млн крон. (около 200 тыс. долларов).

Пенсионный фонд РФ

Другим крупным проектом, претендующим на системность, могла бы стать программа информирования Пенсионного фонда России.
Так, в бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 год предусмотрены средства в размере 149,5 млн. рублей на «информационно-разъяснительную работу в связи с проведением пенсионной реформы и необходимостью активного разъяснения нового пенсионного законодательства РФ» (статья 19 ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 год»).
Вместе с тем, у Пенсионного фонда РФ нет даже собственного сайта в сети Интернет, а работа отделений ПФР не отлажена для консультирования посетителей, которых интересует пенсионная реформа.
До последнего времени, в плане информационной работы Пенсионный фонд России ограничивался рассылкой уведомлений о состоянии пенсионных счетов.
По данному вопросу для Общественного совета получены разъяснения советника Председателя Правления Пенсионного фонда РФ Вьюницкого В.И.
Указанные средства в этом году пока никак не использовались, поскольку, по мнению ПФР, необходимо было обеспечить синхронизацию процессов реформы, рассылки уведомлений и проведения информационной кампании. Ранняя активность отдельных региональных отделений ПФР в отношении информирования привела к негативным последствиям. Кроме того, это было связано с порционностью рассылки уведомлений по регионам. Поскольку в ближайшее время рассылка будет завершена, ПФР планирует проведение в этом году массированной информационно-разъяснительной работы.
Планируется:
- Производство и размещение телевизионных роликов социальной рекламы
- Размещение наглядных материалы в отделениях ПФР (плакаты и стенды)
- Проведение тематических конференций
- Выпуск специальной телепередачи (совместно с управляющими компаниями)
- Выпуск брошюр для распространения через трансфер-агентов и управляющие компании (на разных языках)
- Выпуск методической литературы для персонала управляющих компаний и НПФ
- Подготовка материалов для региональных СМИ
- Открытие сайта Пенсионного фонда
Вместе с тем, ПФР ожидает активных действий в области информирования со стороны управляющих компаний.

Выводы

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
Проведение такого важного мероприятия как пенсионная реформа не сопровождается широкомасштабной разъяснительной кампанией.
Осуществляемая информационная политика не синхронизирована с осуществляемыми в рамках пенсионной реформы мероприятиями, до каждого участника пенсионной реформы не доведена информация о возможностях накопительной системы.
Проводимые информационно-разъяснительные мероприятия (проектом, отдельными СМИ и др.) не носят системного характера, эффект от их проведения весьма низок.
Различного рода мероприятия в основном проводятся на федеральном уровне, без учета региональной специфики, усилия местных властей по информированию носят разрозненный характер.
Осуществляемый проект по информированию имеет локальный характер. Основная целевая аудитория – представители СМИ (региональные «круглые столы» и семинары, малый тираж брошюр), на массового пользователя пока запланированы только телевизионные ролики.
Проектом Минтруда используются не все возможности, в частности не открыта «горячая линия», являющаяся эффективным инструментом информирования граждан и проведения мониторинга общественного мнения.
Пенсионный фонд до сих пор не приступил к проведению информационной кампании для населения. ПФР также является единственным федеральным органом, у которого отсутствует сайт в сети Интернет, что снижает эффективность информирования граждан.
Не проводится работа по разъяснению механизма заполнения и подачи заявлений о выборе управляющих компаний. В рассылаемых заявлениях содержится устаревшая информация, связанная с переносом сроков выбора управляющей компании. В конвертах отсутствует информация об управляющих компаниях.
Проведение любых масштабных изменений в социальной сфере, к коим можно причислить осуществляемую в России пенсионную реформу, должно иметь идеологию преобразований, поскольку многое в таких процессах зависит от информированности основных участников. Такая идеология должна разрабатываться государством и на ее основе должна формироваться и осуществляться полноценная разъяснительная работа.
Направления информационной работы должны предусматривать информирование о сути пенсионной реформы, о правах застрахованных, об управляющих компаниях и их инвестиционных портфелях, о негосударственных пенсионных фондах.
Информационная кампания должна быть ориентирована на различные целевые группы, а самое главное – на конечного потребителя (застрахованное лицо).
Работа по информированию граждан должна проводиться своевременно, чтобы застрахованные лица располагали необходимым временем для принятия соответствующих решений.
Распространяемая в рамках разъяснительной работы с населением информация должна быть постоянно в актуализированном состоянии (например, в рассылаемых уведомлениях содержится устаревшая информация о сроках выбора управляющих компаний).
Информационно-разъяснительная работа должна иметь комплексный и системный характер, охватывать максимальное количество участников процесса, должна проводиться как на федеральном, так и на региональном уровнях с учетом местной специфики. При огромной территории России информирование населения, осуществляемое исключительно из центра, невозможно. Власти «на местах» хорошо представляют себе уровень информированности населения в их регионе, и могут продумать, какими именно методами и в каких направлениях должна осуществляться информационно-разъяснительная кампания в рамках их региона. Тем не менее, усилия местных органов власти должны быть четко скоординированы с общей информационной политикой.
В осуществлении комплексной информационно-разъяснительной работы должны принимать участие как государственные учреждения, так и частные компании.

Приложение 3
к Протоколу N3 Общественного совета по инвестированию
средств пенсионных накоплений
от 01 октября 2003 года

Проблемы информирования граждан о формировании
и инвестировании средств пенсионных накоплений

Реализация пенсионной реформы невозможна без адекватного информирования граждан как о реформе в целом, так и о формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений. Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) вынуждена констатировать, что в 2003 г. информирование граждан осуществляется явно недостаточно.
Общее информирование о пенсионной реформе
Несмотря на то, что пенсионная реформа представляет собой мероприятие государственного масштаба, она не сопровождается масштабной информационной кампанией со стороны государства. Отсутствует социальная реклама с разъяснением сути реформы. Контент-анализ информации в СМИ показывает, что ведется, в основном, обсуждение проблем и "узких мест" пенсионной реформы, причем значительная часть информации ориентирована на деловые круги, а не на граждан. В результате у рядового гражданина отсутствует представление о сути пенсионной реформы и, тем более, отсутствует понимание его собственного места в этой реформе. Это вывод подтверждается данными опросов общественного мнения, проводимого как ведущими социологическими агентствами, так и собственными исследованиями КонфОП.
Более того, даже специалисты региональных отделений ПФР далеко не всегда могут дать компетентные разъяснения о сути пенсионной реформы. По состоянию на август месяц, по данным мониторинга КонфОП, только в трети обследованных отделений ПФР наличествовала информация о пенсионной реформе вообще и о пенсионных накоплениях в частности.
По мнению КонфОП, осуществление пенсионной реформы без целенаправленной информационной поддержки резко снижает ее эффективность.
Частично решить вопрос может срочное принятие мер по организации информирования граждан в отделениях ПФР, размещение социальной рекламы на телевидении , а также активность частных участников рынка - распространение информации о пенсионной реформе управляющими компаниями, информирование граждан через профсоюзы и работодателей.
Информирование о формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений
Можно констатировать, что сроки рассылки уведомлений о состоянии специальной части лицевых счетов были сорваны. Определенный Правительством РФ новый срок окончания рассылки - 1 ноября - и новый срок окончания приема заявлений у граждан - 31 декабря - пока не оформлены в виде нормативного документа. В письме же, рассылаемом ПФР, срок окончания приема заявлений обозначен старый - 15 октября. Можно предположить, что значительная часть граждан, получивших письмо после 15 октября, решит, что срок подачи заявлений уже прошел.
Проблема срыва сроков серьезна не только потому, что порождает огромные технологические трудности, требует переноса смежных сроков и закрепление такого переноса в нормативных документах. Де-факто рассылка является единственным массовым информационным мероприятием при проведении пенсионной реформы в 2003 г. Соответственно, сдвиг сроков рассылки и наличие в письме информации, которая, с высокой долей вероятности, станет недостоверной, еще больше усугубляет проблему информационного вакуума вокруг пенсионной реформы.
В настоящее время важно не столько выявить виновных в срыве срока рассылки, сколько, определить, является ли такой срыв следствием чисто технических причин или он обусловлен более глобальными проблемами системы персонифицированного учета. Именно на основании результатов такого анализа следует принимать решение о закреплении в законодательстве новых сроков рассылки, приема заявлений, их обработки и перевода денег в УК.
Информация об УК
КонфОП многократно утверждала, что рассылка писем ПФР без приложения в виде списка УК является ошибкой. Для рядового гражданина задача нахождения списка УК является весьма нетривиальной, особенно с учетом того факта, что, возможно, не все компании - победители конкурса заключат договор с ПФР. Минимально необходимая задача - разместить во всех отделениях ПФР список УК, которым граждане могут доверить управление своими пенсионными накоплениями.
Еще более сложной задачей является поиск информации о деятельности УК. Исследование КонфОП показало, что только половина компаний - победителей конкурса имеет собственные сайты в Интернет. Нам представляется, что сбор и представление в сопоставимой форме информации об УК - в общих интересах граждан и управляющих компаний, которые действительно хотят работать на рынке пенсионных накоплений. В связи с этим мы полагаем необходимым срочно организовать сбор подобной информации, ее переработку и широкое распространение.
Отдельным вопросом является сравнение деятельности частных УК и государственной управляющей компании. Многие параметры, по которым можно сравнивать деятельность частных УК (срок действия лицензии, размер собственного капитала, размер средств в управлении и т.п.) просто не применимы к Внешэкономбанку. На наш взгляд, необходимо нормативное закрепление требований к предоставлению и опубликованию информации о деятельности УК (как частных, так и государственной) в едином формате.

Предложения

В целях улучшения информирования граждан о пенсионной реформе в целом и о проблеме формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений КонфОП предлагает:
1. Пенсионному фонду России
- утвердить в каждом управлении (отделении) ПФР лицо (лиц), ответственных за прием заявлений о выборе управляющей компании и за информирование граждан по вопросам формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе за ответы на обращения граждан;
- определить часы работы сотрудников отделений ПФР по приему заявлений и ответам на вопросы граждан с учетом того, что общаться будут преимущественно работающие граждане, так что прием обязательно должен осуществляться в вечерние часы и в выходные;
- в кратчайшее время открыть общедоступный интернет-сайт с подробной информацией о пенсионной реформе;
- в ПФР и региональных отделениях ПФР выделить телефонные номера для обращений граждан по вопросам формирования и инвестирования средств пенсионных накопления ("горячие линии");
- разместить во всех отделениях ПФР список компаний, имеющих право на привлечение средств граждан (заключивших договор с ПФР), и список трансфер-агентов.
2. Общественному совету провести переговоры с национальными телеканалами о возможности размещения социальной рекламы по вопросам пенсионной реформы.
3. Общественному Совету непосредственно или совместно с Лигой управляющих компаний обратиться к управляющим компаниям - победителям конкурса с просьбой предоставить информацию о своей деятельности по определенному формату, на основании которой может быть создана единая общедоступная база данных о деятельности УК. КонфОП готов взять на себя работу по обработке информации и сведению ее в единый формат.
4. Рассмотреть вопрос о необходимости нормативного установления требований к раскрытию информации о деятельности УК (включая государственную УК) в едином формате и ее обязательному опубликованию в Интернете и в СМИ. Обратиться к Лиге управляющих компаний с предложением публикации подобной информации в одном издании и на одном сайте.
5. Вернуться к вопросу о включении в рассылку ПФР с 2004 г. списка УК и НПФ, получивших право на привлечение средств пенсионных накоплений.
6. Проанализировать, является ли срыв сроков рассылки ПФР следствием только технических причин, и есть ли гарантии, что подобный срыв не произойдет в следующем году. Проанализировать, не требуются ли для обеспечения рассылки уведомлений и перевода средств пенсионных накоплений в УК изменения в системе персонифицированного учета.
7. Министерству финансов рассмотреть вопрос о целесообразности введения поквартальной отчетности УК (включая государственную управляющую компанию) о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений и публикации сводных данных о результатах инвестирования.
8. Правительству рассмотреть вопрос о формировании программы информирования населения о пенсионной реформе на 2004 г. и выделении соответствующего финансирования на реализацию такой программы.

Приложение 4
к Протоколу N3 Общественного
совета по инвестированию
средств пенсионных накоплений
от 01 октября 2003 года

Утвержден решением Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений
от 01 октября 2003 года
(Протокол N 3)

План работы
Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений на III квартал 2003 года

1 Об итогах конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений октябрь Недорослев С.Г.
Луконин С.В.
Шанин И.Г.
Чекменев А.И.
2 О системе информирования граждан о формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов в системе персонифицированного учета и об управляющих компаниях, их инвестиционных портфелей октябрь Шанин И.Г.
Луконин С.В.
Попонин А.А.
Крючкова П.В.

3 Информация Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк) по инвестированию средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение финансового года ноябрь Шанин И.Г.
Луконин С.В.
4 Информация Пенсионного фонда Российской Федерации о реализации в 2003 году мероприятий по инвестированию средств пенсионных накоплений ноябрь Исаков В.Б.
5 Информация Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации о ходе пенсионной реформы декабрь Луконин С.В.
Шанин И.Г.
6 Об итогах работы Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений в 2003 году декабрь Еремеев О.В.
Шмаков М.В.
Юргенс И.Ю.

См. также (1)

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.