Аналитика

2010. Standard&Poor's. Старение населения — 2010: Российская Федерация

  • По нашим оценкам, к 2050 г. численность населения в России сократится до 116 млн человек (со 140 млн человек в 2010 г.).
  • Мы ожидаем, что в результате старения населения коэффициент зависимости лиц пожилого и старшего возраста от трудоспособного населения (old-age dependency ratio; далее - коэффициент зависимости) к 2050 г. повысится до 39% по сравнению с 18% в настоящее время.
  • Мы считаем, что при отсутствии реформ неблагоприятная демографическая ситуация в России приведет к увеличению расходов, связанных с демографическим фактором, на 12,5% - до 25,5% ВВП. По нашим прогнозам, уровень долга к 2050 г. повысится до 585% ВВП из-за роста дефицита консолидированного государственного бюджета, связанного с демографическим фактором.
  • Ухудшение траектории бюджетных показателей означает, что, несмотря на существенные изменения в российской пенсионной системе, происшедшие в последнее десятилетие, а также низкий текущий уровень государственного долга, необходимы новые реформы, способные вывести российскую систему общественных финансов на путь более устойчивого развития.

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's анализирует демографическую ситуацию в Российской Федерации (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BBB/Стабильный/A-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: BBB+/Стабильный /A-2) в рамках глобального исследования экономических последствий старения населения. Его результаты представлены в работе «Старение населения - 2010 (ежегодный отчет Standard & Poor's)», опубликованной в RatingsDirect 7 октября 2010 г. В исследовании рассматриваются различные сценарии (один из которых предусматривает неприменение мер политического регулирования), а также ожидаемое влияние реализации этих разных сценариев на суверенные кредитные рейтинги в ближайшие 40 лет. В 2010 г. мы добавили в выборку 17 новых стран, что позволило расширить масштаб исследования - теперь оно охватывает более двух третей населения мира. Применительно к 32 странам, включенным в наше первое специальное исследование глобального процесса старения (2006 г.), последние результаты нашего анализа можно сопоставить с более ранними данными для получения, помимо прочего, представления о долгосрочных демографических, макроэкономических и бюджетных тенденциях в контексте текущих бюджетных позиций этих стран. Кроме того, мы опубликовали методологию нашего исследования, в которой подробно описываются применяемая имитационная модель, исходные допущения и источники данных (см. Приложение «Методология и данные» к ежегодному отчету Standard & Poor's «Старение населения - 2010», опубликованному 7 октября 2010 г.).

Результаты по Российской Федерации

Согласно результатам проведенного анализа, в России коэффициент зависимости (численность лиц в возрасте 65 лет и старше, деленная на численность населения трудоспособного возраста в возрасте 15-64 лет) к 2050 г. повысится до 39% по сравнению с 18% в 2010 г. (см. таблицу). Несмотря на проводимую политику стимулирования рождаемости, коэффициент фертильности (среднее количество детей, рожденных одной женщиной детородного возраста) в России остается низким: в 2008 г. он равнялся 1,5, в то время как в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) его среднее значение составляло 1,8. При этом Россия имеет высокий показатель смертности (количество смертей на 1 000 жителей): в 2008 г. он достигал 14,6, то есть был почти вдвое выше, чем в среднем по странам ОЭСР (8,1). Причины этого - самые разные, включая низкие расходы на здравоохранение в расчете на душу населения (они примерно в 8 раз ниже, чем в среднем по странам ОЭСР), высокие уровни алкоголизма и курения и низкое качество социальных услуг. Мы ожидаем, что в течение всего прогнозного периода (до 2050 г.) население России сократится до 116 млн человек. Доля трудоспособного населения, ныне составляющая 72%, к 2050 г. упадет до 60%.

Мы считаем, что старение населения будет оказывать значительное негативное влияние на темпы экономического роста и состояние общественных финансов России. Спрос на государственные услуги здравоохранения и долгосрочного ухода, вероятно, будет расти - как и необходимость в государственном пенсионном обеспечении. Если правительство не проведет новые реформы (что соответствует нашему базовому сценарию), общие расходы России, связанные с демографическим фактором, увеличатся, по нашим прогнозам, с 13% ВВП в 2010 г., до 25,5% в 2050 г. Такой рост расходов - на 12,5% ВВП - превышает медианный показатель (7,8 процентных пунктов), рассчитанный для 49 стран, входящих в наш выборку. Мы ожидаем, что в структуре расходов России, связанных с демографическим фактором, на первом месте по объему окажутся пенсионные выплаты, на втором - затраты на здравоохранение (см. таблицу). Мы предполагаем, что до начала 2020-х годов темпы роста расходов России, связанных с демографическим фактором, будут умеренными, а затем ускорятся, так как в этот период поколение «бума рождаемости» достигнет пенсионного возраста. По нашему мнению, основным фактором роста расходов России на указанные цели станет увеличение уровня пенсионных выплат с 9,4% ВВП в 2010 г. до 18,8% в 2050 г. (прогноз). При этом следует учитывать, что, хотя уровень пенсионных расходов в России - если его сравнивать с другими странами - является средним, абсолютный размер индивидуальных пенсий остается очень низким - порядка 100 долл. в месяц, что заставляет пенсионеров продолжать работать, чтобы иметь заработок, дополняющий пенсию.

За последнее десятилетие пенсионная система России существенно изменилась: она преобразовалась из распределительной (pay-as-you-go) в смешанную (multi-pillar). При этом первым компонентом пенсионной системы стала распределительная система, предполагающая привязку сумм пенсионных  выплат к прошлым зарплатам бывших работников. Пенсионные взносы индексируются в зависимости от инфляции. Второй компонент - накопительная система, предполагающая обязательное использование персональных (личных) пенсионных счетов, - был введен в 2002 г. для граждан, родившихся в 1967 г. и позднее. Тариф страхового взноса на финансирование накопительной части пенсии составляет 6% от зарплаты работника, а общая ставка взносов в Пенсионный фонд повысилась с 20% в 2010 г. до 26% в 2011 г.

Несмотря на структурные реформы, проведенные в последние годы, в пенсионной системе России сохраняются некоторые структурные недостатки, к которым можно отнести относительно мягкие правила, определяющие круг получателей пенсии, и низкий фактический возраст выхода на пенсию. В настоящее время законодательно установленный пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет и для женщин - 55 лет, в то время как средняя ожидаемая продолжительность жизни для мужчин - 62 года. Тем не менее предоставление прав на досрочный выход на пенсию способствовало тому, что средний пенсионный возраст фактически оказался ниже законодательно установленных порогов. Это усиливает финансовую нагрузку на систему.

Дополнительная проблема заключается в том, что большинство работников, участвующих в накопительной системе обеспечения пенсией, не воспользовались своим правом выбора частной управляющей компании, которая управляла бы их личными пенсионными счетами. По закону управлением этими счетами должна заниматься государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ВЭБ; рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BBB/Стабильный/A-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: BBB+/Стабильный /A-2), но он не сумел обеспечить адекватную доходность накоплений, что позволяет предположить невысокий уровень коэффициента замещения государственной пенсии в будущем. Низкая доходность объясняется ограниченностью выбора финансовых инструментов, в которые ВЭБ имел право вкладываться средства. Данная проблема была частично решена с помощью нового закона, вступившего в силу в 2009 г., который расширяет инвестиционные возможности ВЭБ. Однако, с нашей точки зрения, высокий уровень инфляции в России не позволяет инвестору генерировать сколько-нибудь приемлемый реальный доход, не подвергаясь значительным рискам.

Результаты нашего анализа свидетельствуют о том, что, если Россия не проведет фискальные или структурные политические реформы, ее чистый государственный долг может вырасти к 2050 г. до 585% ВВП, что превышает медианный показатель для нашей выборки. При этом наш прогноз не учитывает такой негативный фактор, как долгосрочные издержки, которые, скорее всего, будут увеличиваться по мере роста экономики. Мы не рассматривали его при моделировании. По нашим расчетам, медианный рост долгосрочных издержек в странах с развитой экономикой в 2010-2050 гг. составит 1,2% ВВП.

Как повлияет на рейтинги реализация нашего базового сценария

Такая динамика макроэкономических и финансовых показателей может привести к изменению текущего значения долгосрочного суверенного рейтинга по обязательствам в иностранной валюте («ВВВ») Российской Федерации. В своем исследовании мы, основываясь на прогнозировании результатов фискальной политики, вывели гипотетические суверенные кредитные рейтинги России (см. таблицу). На практике при определении суверенных кредитных рейтингов Standard & Poor's принимает во внимание целый ряд факторов (см. статью «Суверенные кредитные рейтинги: основные сведения», опубликованную 29 мая 2008 г.). Однако на очень больших временных отрезках доминирующее значение, как правило, приобретают продолжительные дисбалансы в налогово-бюджетной системе и уровень благосостояния (измеряемый как ВВП на душу населения). Принимая это во внимание, мы определили, что к 2015 г. рейтинг «ВВВ» России, скорее всего, повысится в связи с ростом благосостояния, а затем начнет испытывать растущее давление. К 2035 г. финансовые показатели, по всей видимости, снизятся до значений, приближающих Россию к уровню стран, ныне имеющих рейтинги неинвестиционной категории. Это произойдет из-за того, что прогнозируемый рост душевого ВВП уже не сможет компенсировать ухудшение ситуации в бюджетной сфере.

Реализация альтернативных сценариев может резко изменить финансово-экономические перспективы

Помимо базового сценария, мы рассмотрели несколько других вариантов развития событий в долгосрочной перспективе (см. таблицу). Один из них предполагает, что Россия проведет радикальные структурные реформы. Согласно этому сценарию, правительство заморозит все расходы, связанные с демографическим фактором (в процентах от ВВП), на текущем уровне и к 2016 г. получит сбалансированный бюджет. Другие факторы предусматривают ускорение экономического роста, устойчиво-низкие реальные процентные ставки или рост требуемой инвесторами кредитной премии при росте государственного долга России. В рамках этого анализа финансовые показатели России улучшатся, если правительство проведет структурные реформы, позволяющие предотвратить рост расходов, связанных с демографическим фактором, или сократить дефицит бюджета на достаточно длительное время.

Консолидация бюджета - перспективный способ снижения уровня государственного долга

Для получения более ясного представления об уровне давления на бюджет мы изучаем факторы, способные повлиять на так называемый разрыв устойчивости данной страны. Разрыв устойчивости - это разница между текущим значением первичного структурного баланса государственных бюджета и значением этого баланса, которое гарантировало бы устойчивое состояние общественных финансов (для получения более подробной информации см. статью «Старение населения - 2010 (ежегодный отчет Standard & Poor's)», опубликованную 7 октября 2010 г.). Согласно нашему базовому сценарию, разрыв устойчивости для России составляет 19,4%, что существенно превышает медиану по нашей выборке. Мы считаем, что основными факторами, определяющими разрыв устойчивости, являются начальная финансово-бюджетная позиция и увеличение расходов, связанных с демографическим фактором. Изучение структуры российского разрыва устойчивости показывает, что наибольшее влияние на значение этого показателя оказало бы реформирование системы социального обеспечения. В то же время, как показывает наш оптимистический сценарий (сбалансированный бюджет к 2016 г.), снижению долгового бремени России в будущем существенно способствовало бы снижение дефицита бюджета.

Влияние расходов, связанных с демографическим фактором, на будущую кредитоспособность страны

Наш базовый сценарий - не прогноз, а, скорее, результат моделирования, позволяющий понять, что тенденции изменения расходов, связанных с демографическим фактором, влияют на эволюцию кредитоспособности той или иной страны. Мы считаем маловероятным, что правительство (в общем случае) позволит себе потерять контроль над уровнем государственного долга и бюджетным дефицитом, а также, что кредиторы захотят покупать ценные бумаги страны, имеющей очень высокий уровень долга. Практика показывает, что правительство, столкнувшееся с проблемой неприемлемо высокой долговой нагрузки, как правило, начинает ужесточать свою бюджетную политику или корректировать программы расходов.

Данные о старении населения России и результаты сценарного анализа
  2010 2015(п) 2020(п) 2025(п) 2030(п) 2035(п) 2040(п) 2045(п) 2050(п)
Демографические и экономические допущения
Численность населения, млн человек 140,4 138,0 135,4 132,3 128,9 125,4 122,1 119,1 116,1
Доля трудоспособного населения, % от общей численности населения 72,1 70,2 67,9 66,0 65,4 65,6 64,8 63,0 60,4
Доля населения старшего возраста (65 лет и старше), % от общей численности населения 13,0 13,3 15,6 17,8 19,6 19,7 20,7 21,4 23,6
Коэффициент зависимости, % 18,0 19,0 23,0 27,0 30,0 30,0 32,0 34,0 39,0
Изменение реального ВВП, % 4,0 2,6 2,6 2,8 2,7 2,4 2,0 1,7 1,5
Государственные расходы, связанные с демографическим фактором, % ВВП
Пенсии 9,4 9,5 10,8 12,4 14,0 14,7 15,4 17,1 18,8
Здравоохранение 3,6 3,9 4,2 4,6 5,0 5,4 5,8 6,3 6,7
Долгосрочный уход Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д
Пособия по безработице Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д
Всего 13,0 13,4 15,0 17,0 19,0 20,1 21,2 23,4 25,5
Сценарий 1: «базовый», % ВВП
Чистый государственный долг (4,0) 11,1 37,4 80,8 142,0 221,2 320,4 441,1 584,6
Баланс консолидированного государственного бюджета (4,3) (3,9) (8,0) (13,4) (19,6) (25,8) (33,0) (40,8) (49,7)
Расходы консолидированного государственного бюджета 39,3 38,3 40,9 44,8 49,6 54,3 60,0 67,8 76,7
Процентные выплаты 0,6 0,9 1,7 3,6 6,3 9,9 14,5 20,1 26,8
Гипотетический долгосрочный суверенный рейтинг BBB A BBB BBB BBB Неинв. Неинв. Неинв. Неинв.
Показатели устойчивости
Начальная бюджетная позиция 2,7                
Долгосрочное изменение бюджетной позиции 16,6                
Разрыв устойчивости 19,4                
Сценарий 2: «сбалансированный бюджет в 2016 г.», % ВВП
Чистый государственный долг (4,0) (4,9) (32,5) (44,1) (38,3) (18,3) 15,1 62,3 124,1
Баланс консолидированного государственного бюджета (4,3) 4,7 5,7 2,9 (0,7) (4,1) (8,1) (12,4) (17,4)
Гипотетический долгосрочный суверенный рейтинг BBB A A A AA A A A BBB
Показатели устойчивости
Начальная бюджетная позиция (7,0)                
Долгосрочное изменение бюджетной позиции 15,9                
Разрыв устойчивости 8,9                
Сценарий 3: «нулевой рост расходов, связанных с демографическим фактором», % ВВП
Чистый государственный долг (4,0) 10,8 31,0 59,2 95,0 140,3 197,4 263,3 335,8
Баланс консолидированного государственного бюджета (4,3) (3,7) (5,9) (8,7) (11,8) (15,4) (19,5) (22,7) (26,1)
Гипотетический долгосрочный суверенный рейтинг BBB A BBB BBB A BBB BBB Неинв. Неинв.
Сценарий 4: «снижение процентной ставки», % ВВП
Чистый государственный долг (4,0) 11,2 36,8 77,8 134,3 205,5 292,5 395,1 513,7
Баланс консолидированного государственного бюджета (4,3) (3,9) (7,7) (12,6) (18,1) (23,4) (29,2) (35,2) (41,8)
Гипотетический долгосрочный суверенный рейтинг BBB A BBB BBB BBB Неинв. Неинв. Неинв. Неинв.
Сценарий 5: «предусмотрительный инвестор», % ВВП
Чистый государственный долг (4,0) 11,2 37,4 80,9 144,8 234,8 366,4 574,2 956,9
Баланс консолидированного государственного бюджета (4,3) (3,9) (7,9) (13,5) (20,6) (29,6) (43,8) (69,5) (130,2)
Гипотетический долгосрочный суверенный рейтинг BBB A BBB BBB BBB Неинв. Неинв. Неинв. Неинв.
Сценарий 6: «ускоренный рост ВВП», % ВВП
Чистый государственный долг (4,0) 11,1 36,5 77,5 134,0 205,1 291,8 394,1 512,2
Баланс консолидированного государственного бюджета (4,3) (3,9) (8,0) (13,2) (19,2) (25,1) (31,7) (38,6) (46,3)
Гипотетический долгосрочный суверенный рейтинг BBB A BBB A BBB Неинв. Неинв. Неинв. Неинв.
Н/Д - нет данных.
Неинв. - рейтинг неинвестиционной категории.
(п) - прогноз.
10.02.2011

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.