Аналитика
- Пенсионная инфографика
- Пенсионные фонды
-
Исследовательские центры
- АКРА
- Альфа-банк
- АМР
- Всемирный банк
- ВОЗ
- ВЭБ
- Деловая Россия
- Евразийский банк развития
- Европейский Университет в Санкт-Петербурге
- Институт глобализации и социальных движений
- Институт социологии РАН
- Интерфин Трейд
- ИЭП им. Гайдара
- Комитет гражданских инициатив
- МВФ
- МОТ
- МАСО
- НАКДИ
- НАПФ
- НАУФОР
- НАФИ
- НИИ труда
- НИФИ
- НИУ ВШЭ
- НЛУ
- НРА
- ООН
- Опора России
- ОЭСР
- Пенсионные и Актуарные Консультации
- РАНХиГС
- РГСУ
- РСПП
- Сбербанк
- Стратегия 2020
- ЦМАКП
- ЦСР
- RAEX (Эксперт РА)
- Allianz
- ASISP
- EDHEC-Risk Insitute
- European Actuarial Consultative Group
- Eurofound
- European Commission
- Ernst & Young
- FCA
- Global AgeWatch
- Global Aging Institute
- Goldman Sachs
- CSIS
- HSBC
- IAIS
- International Living
- IOPS
- IZA
- Jones Lang LaSalle
- KPMG
- McKinsey
- Mercer
- Merrill Lynch
- MetLife
- NAPF (UK)
- NASRA
- Natixis
- Pew Research
- PwC
- Standard & Poor's
- Towers Watson
- The Journal of Risk and Insurance
- World Economic Forum
- МАСО
- Госструктуры
- Частные авторы
- Международный опыт
- Материалы конференций и семинаров
- Работодатели
- Обучение
Замечания НПФ "Русский Север"
Замечания и предложения к проекту Федерального закона
«Об обязательных профессиональных пенсионных системах
в Российской Федерации»
(уточненный и дополненный вариант)
Несколько замечаний предварительного характера.
Поскольку НПФ и ПФР поставлены в условия конкурентной борьбы на рынке ППС то многие вопросы должны решаться одинаково, не должно быть односторонних преимуществ для ПФР, в т.ч. это -–бюрократизация регистрации (необходимо оставить только то, что прямо прописано в законе – а там, где даны отсылки на постановления Правительства или иные нормативные документы – это надо исключить); также должен быть обязательный аудит в ПФР (есть в законе об инвестировании накопительной части ...); одинаковый кодекс поведения (пункты 7-9 статьи 20); порядок взимания вознаграждения (для уполномоченных НПФ в статье 30 – не более 15 % дохода от инвестирования, а для ПФР – не установлено, т.е. как чиновники договорятся); общественный надзор (должен быть, как в накопительной части страховой пенсии); хотя по закону – мы (ПФР и НПФ) страховщики, у ПФР – обязательный страховой взнос, а НПФ – пенсионный (разная терминология, а за ней разный порядок администрирования) и т.п.
Постановочные и проблемные вопросы:
· Взносы от убыточных предприятий или ситуация с нерегулярным перечислением взносов – проблема!
· Необходимо сквозным путем прописать уведомительный характер регистрации ППС с участием НПФ (в свете изменений порядков в регистрации юридических лиц, а также коллективных договоров).
Замечания по тексту (жирным шрифтом – добавить в имеющуюся редакцию, курсивом – исключить, мелким – обоснование и пояснение позиции):
1. Абзац 4 статьи 2 изложить в следующей редакции:
«застрахованное лицо - наемный работник, занятый на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, утверждаемый работодателем в соответствии с пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, за которого дополнительно уплачиваются обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации – дополнить в скобках (уполномоченные негосударственные пенсионные фонды)»;
2. Дополнить подпунктом 2. статью 4. Право на выплаты из профессиональных пенсионных систем . (это предложение на уровне идеи, нуждается в дальнейшей обработке)
«2. В соответствии с установленными Конституцией Российской Федерации гарантиями социального обеспечения в старости размер пенсии выплачиваемых из ППС не может быть меньше, чем 55 % среднего заработка работника. В случае, когда актуарные расчеты показывают, что сумм пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, недостаточно для обеспечения выплат в указанном размере, работодателю предоставляется право вносить дополнительные страховые взносы в уполномоченные НПФ в необходимых для этого размерах, при тех же условиях налогообложения и в соответствии с правилами ППС.»
Пункт 2 соответственно становится пунктом 3.
3. По статье 6
Абзац 2 пункта 1
«Договор о создании профессиональной пенсионной системы заключается на срок не менее трех лет и вступает в силу со дня его государственной ... (дополнить: уведомительной) регистрации ... далее по тексту»
Пункт 2 статьи 6 – исключить, т.к. неправомерна увязка регулирования обязательного вида пенсионного обеспечения – профессионального с системой социального партнерства, выраженного в форме коллективных договоров. Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации вопросы предоставления социальных гарантий могут отражаться как в коллективных. так и индивидуальных трудовых договорах.
Пункт 3 статьи 6 – исключить, т.к. компенсационная надбавка по определению не может быть эквивалентом профессиональной пенсии и являться инструментом социальной защиты работника в старости.
Абзац 1 пункта 5 статьи 6 изложить в следующей редакции:
«Работодатель, имеющий рабочие места, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального закона, обязан создать профессиональную пенсионную систе-му. »
далее исключить – (с участием Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если: )
Абзац 2 пункта 5 статьи 6 - исключить – (коллективный договор не заключен ...;)
Абзац 3 пункта 5 статьи 6 изложить в следующей редакции
«при наличии лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах» ... далее- исключить (, в коллективном договоре не предусмотрена обязанность работодателя по созданию профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда;)
Абзац 4 пункта 5 статьи 6 изложить в редакции
«при наличии работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (кроме лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах) ..... далее исключить (в коллективном договоре не предусмотрена обязанность работодателя по созданию профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда и не предусмотрена выплата работникам, указанным в пункте 3 настоящей статьи, компенсационной надбавки к заработной плате;)
Абзац 6 пункта 5 статьи 6 – исключить, т.к.:
· наличие задолженности по уплате обязательных страховых взносов не может служить основанием для прекращения действия договора о создании ППС;
· или в аналогичном случае должна быть прописана ситуация с ППС, созданной с участием пенсионного фонда РФ.
4. Статью 7 изложить в следующей редакции.
«Статья 7. Государственная регистрация профессиональной пенсионной системы.
Профессиональная пенсионная система подлежит государственной регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в уведомительном порядке -(дополнить).
Государственная регистрация осуществляется при наличии следующих документов:
договор о создании профессиональной пенсионной системы; правила профессиональной пенсионной системы; ... далее – исключить (коллективный договор в случае создания профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда;) – т.к. коллективный договор не может быть документом регламентирующим применение обязательных пенсионных систем;
абзац 5 - исключить
(договоры с уполномоченной управляющей компанией (договор об инвестировании пенсионных накоплений) и уполномоченным специализированным депозитарием (договор о предоставлении услуг специализированного депозитария) для профессиональных пенсионных систем, создаваемых с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда;) – т.к.. выбор и замена управляющих компаний и специализированного депозитария могут производиться в любое время в период действия ППС и не могут учитываться при государственной регистрации ППС.
уставные документы уполномоченных организаций, с участием которых создана профессиональная пенсионная система – дополнить словами - (нотариальная копия);
документы, подтверждающие соответствие уполномоченных организаций, с участием которых создана профессиональная пенсионная система, требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами;
абзац 7 - исключить (другие документы, определяемые Правительством Российской Федерации.) – т.к. список требуемых документов должен быть закрытым.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в месячный срок осуществляет проверку соответствия уполномоченного негосударственного пенсионного фонда требованиям, установленным статьей 20 настоящего Федерального закона. О принятом решении уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан в трехдневный срок проинформировать работодателя.
Государственная регистрация профессиональной пенсионной системы может быть обжалована уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в судебном порядке.
Государственная регистрация профессиональных пенсионных систем, созданных с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется на основании документов, представленных Пенсионным фондом Российской Федерации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Порядок осуществления государственной регистрации такой профессиональной пенсионной системы аналогичен регистрации профессиональных пенсионных систем созданных с участием уполномоченных негосударственных пенсионных фондов.»
5. Абзац 10 пункта 2 статьи 8 – исключить
- Абзацы 1 и 2 пункта 6 статьи 9 – исключить (т.к. если договор у работодателя закончился за ним должно остаться право выбора - создать ППС с другим уполномоченным пенсионным фондом или перейти в ПФР – см. абзац 8 пункта 19).
Абзац 3 пункта 6 статьи 9 соответственно становится абзацем 2 пункта 5, а пункт 7 – пунктом 6.
7. Пункт 5 статьи 11 изложить в следующей редакции:
«5. При наличии профессионального стажа, установленного настоящей статьей, выплаты, предусмотренные статьей 13 настоящего Федерального закона (за исключением выплат, назначаемых за выслугу лет) назначаются с уменьшением установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возраста, дающего право на пенсию по старости, пропорционально имеющемуся профессиональному стажу.»
Абзац 2 – исключить (При наличии менее половины профессионального стажа, установленного настоящей статьей, или неполной выслуги лет ежемесячная обязательная профессиональная пенсия не назначается, а единовременные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляются по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".) – т.к. единовременная выплата по определению не может быть эквивалентом профессиональной пенсии и являться инструментом социальной защиты работника в старости.
- Пункт 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
«1. Из профессиональных пенсионных систем для всех лиц, застрахованных в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также для участников уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, работавших на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, устанавливается обязательная профессиональная пенсия, которая выплачивается ежемесячно со дня ее назначения до окончания досрочного пенсионного периода;
Порядок осуществления выплат определяется правилами профессиональной пенсионной системы.»
Подпункт в) пункта 1 статьи 13 – исключить – см. комментарий к пункту 5 статьи 11.
Статью дополнить пунктом 3.
«3. В случае, если застрахованное лицо не дожило до получения оснований, дающих право на получение профессиональной пенсии накопленная сумма на индивидуальном счете наследуется в установленном законом порядке.»
9. По статье 19.
Абзац 6 статьи 19 –изложить в следующей редакции (это предложение на уровне идеи, нуждается в дальнейшей обработке)
«в случае создания профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда, уплачивать обязательные страховые взносы в установленные сроки в следующем порядке. Суммы страховых взносов зачисляются на отдельные банковские счета Пенсионного фонда Российской Федерации, открытые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в территориальных органах федерального казначейства. В случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации, а также территориальных органов федерального казначейства - на отдельные банковские счета, открытые в кредитных организациях, отобранных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Передача полученных суммы страховых взносов соответствующим уполномоченным негосударственным пенсионным фондам, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации путем их перечисления в соответствии с зарегистрированными договорами о создании ППС на отдельные банковские счета уполномоченных НПФ.»
По пенсионным взносам в уполномоченные НПФ (считаю, что надо решать как по ЕСН или применительно к пунктам 2 и 4 статьи 14 Закона об инвестировании накопительной части страховой пенсии – через счет в казначействе, так как это обязательные платежи, уменьшающие налоговую базу предприятия)
Абзац 9 статьи 19 исключить (осуществлять выплату компенсационной надбавки к заработной плате в случаях, предусмотренных коллективным договором, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона); – т.к. единовременная выплата по определению не может быть эквивалентом профессиональной пенсии и являться инструментом социальной защиты работника в старости.
- По статье 20
Из пункта 4 необходимо исключить– уполномоченные НПФ (т.к. в определении данном в законе об антимонопольной деятельности записано, что «аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность» - НПФ – некоммерческая организация и деятельность по пенсионному обеспечению не является предпринимательской).
Также из этого абзаца надо исключить и работодателя.
Пункт 7 изложить в следующей редакции
«Уполномоченные организации (исключить - уполномоченные негосударственные пенсионные фонды, управляющие компаний и специализированные депозитарии) в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона принимают кодексы профессиональной этики. ....» Далее по тексту.
По Пункту 8.
«8. Требования кодексов профессиональной этики должны быть направлены на:
выявление и предотвращение конфликта интересов сотрудников уполномоченных организаций (убрать - негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев) в части управления инвестированием пенсионных накоплений;
предотвращение использования руководством и персоналом находящейся в распоряжении уполномоченных организаций (убрать - негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев) информации, распространение которой может повлиять на рыночную цену активов, в которые размещаются пенсионные накопления, а равно информации, не подлежащей опубликованию, с целью извлечения материальной выгоды в результате покупки (продажи) ценных бумаг;
предотвращение злоупотреблений при осуществлении прав голосования пакетами акций, в которые инвестируются пенсионные накопления;
обеспечение защиты коммерческой тайны в отношении инвестирования пенсионных накоплений;
обеспечение защиты информации о состоянии специальных индивидуальных счетов застрахованных лиц, участников профессиональных пенсионных систем от несанкционированного распространения;
абзац 6 убрать (соблюдение иных требований профессиональной этики, определяемых Правительством Российской Федерации, а также органами управления уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев). – т.к. закон должен быть прямого действия без отсылочных положений.
По пункту 9.
«9. Уполномоченные ( убрать- негосударственные пенсионные фонды), управляющие компании и специализированные депозитарии обязаны в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации, предоставлять соответствующим уполномоченным федеральным органам исполнительной власти периодическую отчетность о соблюдении в своей деятельности требований кодексов профессиональной этики. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе осуществлять проверку соответствия деятельности уполномоченных ( убрать - негосударственных пенсионных фондов), управляющих компаний и специализированных депозитариев требованиям кодекса профессиональной этики в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.- (т.к. статьей 36 Закона об инвестировании ... аналогичные требования не касаются ПФР.)
- Аналогично пункту 4 стать 20 из третьего абзаца пункта 5 статьи 23 и пункта 3 статьи 24 убрать - уполномоченные НПФ.
- Также, надо убрать из абзаца 3 статьи 34 – (стал аффилированным лицом работодателя не позднее 31 декабря 2002 года)
13. Статьи 28 и 29 исключить (т.к. все необходимое уже сказано в статье 19 – с учетом предложенной редакции).
14. Статью 32 изложить в следующей редакции
Пункт 1.
«1. Уполномоченные организации профессиональной пенсионной системы (вставить - ПФ РФ и уполномоченные НПФ) несут гражданско-правовую и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.»
По пункту 2.
«2. Управляющая компания и специализированный депозитарий несут солидарную ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей, возложенных на них в соответствии с настоящим Федеральным законом - убрать из текста Уполномоченные негосударственные пенсионные фонды, т.к. по определению статьи 322 ГК (1 часть): Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
По пункту 3.
«3. В случае наличия в действиях должностных лиц и (или) работников уполномоченных организации профессиональной пенсионной системы, управляющей компании и специализированного депозитария признаков правонарушения или преступления они несут имущественную, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
НПФ «Русский Север» Л.П.Харченко