Аналитика

С.Калашников. Вместо предисловия

С.В. Калашников,                                                  председатель Попечительского Совета
Национальной ассоциации
негосударственных пенсионных фондов

 

 

вместо Предисловия

 

 

Негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации приближается к своему первому «малому юбилею» – десятилетию. 16 сентября 1992 года Президент РФ подписал Указ №1066 «О негосударственных пенсионных фондах», который дал «зеленый свет» развитию принципиально нового вида социального обеспечения граждан.  Президентским Указом было провозглашено право на возникновение и дальнейшую жизнь негосударственных пенсионных фондов – основных институтов дополнительного пенсионного обеспечения.

Изданный документ лишь обозначил правовое поле деятельности. При этом осталось множество вопросов правового, экономического и социального характера, без решения которых о легитимности нового движения не могло быть и речи. И хотя Россия имела опыт негосударственного пенсионного обеспечения во 2-й половине XIX - начале XX веков в виде эмеритальных, пенсионных и страховых касс, нынешние поколения живущих граждан впервые получили возможность участия в негосударственных пенсионных фондах.

Несмотря на правовой вакуум, уже в первые годы после издания Указа  возникли десятки негосударственных пенсионных фондов. Они были организованы в различных правовых формах. Стихийность и правовая неурегулированность продолжались до принятия в России Федерального закона № 75-ФЗ от 7 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах». Закон закрепил юридические нормы, касающиеся вопросов создания, государственной регистрации, лицензирования, осуществления деятельности негосударственных пенсионных фондов, их реорганизации и ликвидации. В документе были прописаны условия государственного регулирования и контроля над работой негосударственных пенсионных фондов,  гарантии исполнения фондами обязательств по пенсионному обеспечению населения.

Прошедшие годы были нелегкими. Чего стоил один кризис 1998 года для, тогда еще не окрепших, негосударственных пенсионных фондов. Было легко потерять веру людей в серьезность намерений, было сложно сохранить собранные средства. Доверие и умение работать появилось не сразу. Их нужно было зарабатывать, доказывая ежегодно свою жизнеспособность.

С 2002 года реализация пенсионной реформы перешла из теоретической в практическую плоскость. Принятие законов «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании», «О трудовых пенсиях» существенно изменили организацию пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Еще более грандиозные перемены предстоят после принятия законов «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» и «О профессиональных пенсионных системах». Предполагается, что эти законы напрямую будут касаться деятельности негосударственных пенсионных фондов и системы негосударственного пенсионного обеспечения в целом.

К юбилею принято подводить итоги, оценивать успехи и анализировать причины неудач. Первый и неопровержимый результат заключается в том, что существование негосударственных пенсионных фондов стало историческим фактом и игнорировать этот факт невозможно.

В результате десятилетнего развития сегодня на рынке негосударственного пенсионного обеспечения работают 268 НПФ, участниками которых являются более 4 млн. граждан. Суммарные средства фондов превышают 45 млрд. рублей. Эти цифры говорят о том, что вопрос цивилизованности нашего населения начал зримо проявляться и в вопросах пенсионного обеспечения. И хотя монополия Пенсионного фонда России еще достаточно сильна, негосударственные пенсионные фонды становятся реальными участниками пенсионной реформы проводимой сейчас в России.

Объективный анализ результатов развития негосударственного пенсионного обеспечения позволяет говорить о том, что, несмотря на значительное количество негосударственных пенсионных фондов и растущий рынок их услуг, сегодня фонды представляют собой достаточно разобщенную совокупность некоммерческих организаций. Они различаются между собой  организационной структурой. Нет единого понимания в определении оптимальной организации корпоративного или открытого фонда, состава его отделов, департаментов или должностных лиц и их функциональных задач. При общем понимании существующих пенсионных схем с установленными  размерами взносов и установленными размерами выплат разнообразие их трактовок в правилах различных фондов поражает воображение. Пенсионные фонды по-разному понимают многие проблемы, которые являются общими для всех пенсионных фондов, по-разному подходят к решению стоящих перед ними задач. Да и деятельность фондов в рамках единого правового поля существенно различается. Возможно, что это допустимо и даже в чем-то идет на пользу движению. Но такое положение вещей практически стирает грань между корректным и ненормативным поведением участников данного сегмента рынка.

Отсутствие необходимой технологии деятельности чрезвычайно ослабляет эффективность работы фондов. Между тем, технология негосударственных пенсионных фондов – большая и важная проблема. К сожалению, до сегодняшнего дня она не только слабо реализована, но и недостаточно проработана. Вместе с тем, она многогранна и многофункциональна, затрагивает широкий круг вопросов: от организационных и нормативно-правовых до бухгалтерских и учетных. Ее отсутствие не позволяет выработать корректные критерии эффективности деятельности того или иного фонда и всех участников в целом.

Существование федерального закона о негосударственных пенсионных фондах не может охватить и учесть все многообразие деятельности НПФ. Он лишь определяет основные вехи деятельности. Его практическая реализация требует расширения нормативной базы, включения в нее нормативных актов регулирующих те или иные технологические процессы негосударственного пенсионного обеспечения. Этого же требуют и новые законы из пакета пенсионной реформы, предполагающие значительное расширение сферы деятельности НПФ, что связано с  их участием в профессиональных пенсионных системах и в инвестировании накопительной части трудовой пенсии.

Многообразны подходы и методики ведения бухгалтерского учета и отчетности в различных фондах. Чрезвычайно сложно сегодня найти общий знаменатель в работе фондов по учету выполнения обязательств. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на недостатки в документообороте и делопроизводстве фондов.

Пенсионная реформа – это своего рода революция в вопросах пенсионного обеспечения. Для участия в ней негосударственные пенсионные фонды, если они не желают остаться в роли статистов, должны иметь свои объединения, четкие цели и задачи, ясные правила и условия игры. Конечно, за прошедшие годы многое сделано. Руководители негосударственных пенсионных фондов периодически обсуждали стоящие задачи и пути их разрешения  на семинарах, конференциях, «круглых столах». В различных формах они участвовали в законотворческом процессе, излагали свои взгляды на тенденции и события, происходившие в сфере пенсионного обеспечения.

В 2000 году была создана Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Ее возникновение лишь начало интеграционного процесса, который объективно отражает интересы участников движения и отвечает требованиям предстоящих задач. Серьезность решаемых вопросов, высокая ответственность перед вкладчиками и участниками негосударственного пенсионного обеспечения остро ставит вопрос профессионального подхода к решению возникающих задач.

 

Среди всей совокупности задач стоящих перед негосударственными пенсионными фондами можно выделить, как минимум, четыре первоочередных и важнейших.

 

1. Совершенствование нормативно-правовой базы негосударственного пенсионного обеспечения.

Только после приведения правовой основы в соответствие с задачами сегодняшнего дня можно надеяться на прогресс в работе негосударственных пенсионных фондов. Для подготовки этих положений необходима совместная работа коллегиального представительского органа негосударственных пенсионных фондов и Инспекции НПФ.

 

2. Формирование эффективной организационной структуры добровольных объединений негосударственных пенсионных фондов.

Пришло время развивать имеющиеся формы сотрудничества в рамках Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), находить новые формы консолидации усилий и интересов участников всего движения негосударственного пенсионного обеспечения. НАПФ в перспективе должна принять на себя часть ответственности за деятельность участников негосударственного пенсионного обеспечения на рынке.

 

3. Разработка научно обоснованной и всесторонней технологии негосударственного пенсионного обеспечения граждан.

Это ключевой вопрос, в решении которого негосударственные фонды практически не продвинулись вперед и которому, по этой причине, посвящено особое внимание на страницах сборника. Сегодня, возможно как никогда ранее, актуальной становится необходимость научного подхода к организации   деятельности и управлению НПФ. Нужно соединить в едином технологическом процессе всем известные элементы деятельности фондов по негосударственному пенсионному обеспечению.

 

4. Выход на новый уровень автоматизации всех технологических процессов в деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Возрастание объема задач, решаемых негосударственными пенсионными фондами, и усложнение этих задач требуют наличия единой технологии, которая позволит перейти к автоматизации  всего процесса негосударственного пенсионного обеспечения. Для этого необходимо создание соответствующего программного продукта. Пакеты прикладных программ должны обеспечивать эффективное решение типовых задач в различных условиях деятельности фондов. Такая разработка может стать возможной лишь при условии приведения к единой терминологии основных и дополнительных понятий, используемых в негосударственном пенсионном обеспечении.

 

Настоящий сборник, по нашему мнению, позволит не только углубить имеющиеся знания о важнейших направлениях деятельности негосударственных пенсионных фонов, но и сможет заинтересовать новыми подходами к технологии пенсионного обеспечения, будет способствовать объединительным тенденциям участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения.

12.08.2002

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.