Аналитика

А.А.Берг. А.В.Ревцов. Порядок определения терминов, применяемых в НПО

                   А.А. Берг                                            А.В. Ревцов
                   (ПНПФ)                                   (НПФ «Трансстрой»)

 

 

 

порядок определения терминов,
 применяемых в негосударственном
пенсионном обеспечении

 

 

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (далее - ФЗ «О НПФ»), а также подзаконные акты и нормативные документы Инспекции НПФ содержат множество терминов, которые не сопровождаются их определениями. Это создаёт ситуацию неоднозначности в понимании существа терминов как специалистами негосударственных пенсионных фондов, так и во взаимоотношениях фондов с Инспекцией НПФ и  другими государственными органами. Такое положение должно быть исправлено, по крайней мере, в целях лучшего понимания друг друга специалистами пенсионных фондов.

В соответствии с указанной целью был проведён анализ ФЗ «О НПФ» и подзаконных актов. Он позволил сформировать комплекс наиболее употребительных терминов, применяемых в негосударственном пенсионном обеспечении. При этом выявилась взаимосвязь многих терминов между собой и их взаимообусловленность. Оказалось, что определение некоторых базовых терминов неизбежно вызывает необходимость в определении ряда других терминов по логическим цепочкам. Такие цепочки возникают из того очевидного соображения, что как определение базового термина, так и все последующие, не должны содержать внутри себя нерасшифрованных фраз и слов, которые являются самостоятельными терминами.

Ниже приводятся результаты проделанной работы, в которой полученные цепочки терминов выделены в самостоятельные разделы и подразделы.

Данную статью следует рассматривать как развёрнутое пояснение к «Словарю терминов негосударственного пенсионного обеспечения», помещённому в настоящем сборнике.

 

1. общая терминология
негосударственного пенсионного обеспечения

 

В настоящее время в законодательстве и нормативных актах отсутствует ряд основополагающих определений негосударственного пенсионного обеспечения. Нет даже общепринятого определения самого термина «негосударственное пенсионное обеспечение». Такое положение нельзя признать нормальным. Существуют также многочисленные термины, часто употребляющиеся в литературе и практике общения фондов, определения которых также отсутствуют, например: «дополнительное пенсионное обеспечение», «дополнительная пенсия», «корпоративное пенсионное обеспечение», «корпоративная пенсия», «корпоративный НПФ» и т.д.

Вся эта терминология нуждается как в определении, так и в упорядочении, т.е. в приведении её в какую-то систему. Для этого необходимо найти основной принцип, по которому терминология может быть классифицирована. Представляется, что первичным признаком такой классификации является различие между государственной (точнее – федеральной) системой пенсионного обеспечения и прочими системами, которые её дополняют. Иначе говоря, вначале все системы пенсионного обеспечения следует разделить на государственную и дополнительные. В свою очередь, дополнительные пенсионные системы можно разделить по принципу источника выплат. Сейчас их существует всего два: пенсионные резервы НПФ (негосударственное пенсионное обеспечение как таковое) и бюджеты различных уровней (выплата пенсий из них, например, бывшим должностным лицам администраций и малоимущим слоям населения – достаточно широко распространённое явление). При этом второй источник нельзя относить к негосударственному пенсионному обеспечению, поскольку он используется по решению органа управления субъекта Федерации или местного органа самоуправления, оба из которых являются частью государственной системы управления.

Наконец, негосударственное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами, может быть добровольным и обязательным в силу закона (например – профессиональные пенсионные системы).

Классификация видов и форм пенсионного обеспечения, основанная на описанном подходе, представлена на схеме, приведённой ниже.

 

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

За счет средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов

Негосударственное пенсионное обеспечение

ДОБРОВОЛЬНОЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В соответствии с приведённой классификацией предлагается следующая совокупность определений:

дополнительное пенсионное обеспечение  совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, обеспечивающих в дополнение к государственному пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению предоставление пенсий за счет средств работодателей,  граждан, или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов;

негосударственное пенсионное обеспечение – совокупность правовых, социально-экономических и организационных отношений между государством, негосударственным пенсионным фондом, вкладчиками и участниками, возникающих по поводу выплат негосударственных пенсий.

Если мы сформировали определение термина, необходимо, чтобы были однозначно понятны и все его составляющие (здесь и далее такие составляющие будут выделяться курсивом). Ими в последних двух вариантах являются «негосударственный пенсионный фонд», «вкладчик» и «участник», которые определены непосредственно в ФЗ «О НПФ». Термины «формирование пенсионных накоплений» и «выплата негосударственной пенсии» будут определены в другом разделе.

Далее определим добровольную и обязательную формы негосударственного пенсионного обеспечения:

негосударственное пенсионное обеспечение добровольное – форма негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят пенсионные взносы в фонд на принципах добровольности в соответствии с условиями пенсионного договора;

негосударственное пенсионное обеспечение обязательное – форма негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят пенсионные взносы в фонд в обязательном порядке в силу федерального закона.

Определённым выше видам пенсионного обеспечения соответствуют следующие виды пенсий:

дополнительная пенсия – любой вид пенсии, источником выплат которой не является система государственного (федерального) пенсионного обеспечения и страхования;

негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора (Определение из ФЗ О «НПФ»).

Корпоративное и личное пенсионное обеспечение не укладываются в приведённую выше классификацию и должны рассматриваться в другой плоскости. Они отличаются не по признаку источника выплат, а по признаку источника средств, идущих на пенсионные взносы:

негосударственное пенсионное обеспечение корпоративное – вид негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчиком является работодатель, за счёт собственных средств осуществляющий внесение пенсионных взносов в пользу своих работников (бывших работников);

негосударственное пенсионное обеспечение личное – вид негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчиком является физическое лицо, за счёт средств осуществляющее внесение пенсионных взносов в свою пользу или в пользу других физических лиц.

В приведённых терминах  все составляющие определены в ФЗ «О НПФ», либо в других законах. Исключение составляет термин «внесение пенсионного взноса», который будет определён в другом разделе.

Теперь можно определить, чем отличаются пенсии, соответствующие этим двум видам пенсионного обеспечения:

негосударственная пенсия корпоративная – негосударственная пенсия, пенсионные накопления для выплаты которой полностью или частично сформированы за счёт средств работодателя, вносимых (внесённых) в фонд в виде пенсионных взносов;

негосударственная пенсия личная – негосударственная пенсия, пенсионные накопления для выплаты которой полностью сформированы за счёт средств физического лица, вносимых (внесённых) в фонд в виде пенсионных взносов.

Корпоративное и личное пенсионное обеспечение может осуществляться как в добровольной, так и в обязательной формах. В данном случае классификация должна быть построена по принципу сочетаемости вариантов. Она показана в форме приведённой ниже таблицы.

 

 

 

ДОБРОВОЛЬНОЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ

КОРПОРАТИВНОЕ

Добровольное

корпоративное

Обязательное
корпоративное

ЛИЧНОЕ

Добровольное
личное

Обязательное
личное

 

 

 

 

 

 

 

Такая классификация даёт возможность упорядочить как существующие виды и формы пенсионного обеспечения, так и возможные (будущие), но пока отсутствующие на практике.

Так, добровольное корпоративное и добровольное личное негосударственное пенсионное обеспечение уже существуют на практике. Обязательное корпоративное представляет собой не что иное, как ожидаемые к введению в ближайшем будущем профессиональные пенсионные системы. Обязательное личное негосударственное пенсионное обеспечение возникнет, если формирование и выплата накопительной части пенсий, назначаемых на общих основаниях, будут переданы в ведение негосударственных пенсионных фондов. 

С перечисленными выше терминами смыкаются ещё два часто используемых в практике фондов термина, которые также должны быть определены:

негосударственная пенсия пожизненная – негосударственная пенсия, период выплат которой в соответствии с пенсионным договором продолжается до конца жизни участника;

негосударственная пенсия срочная – негосударственная пенсия, период выплат  которой ограничивается установленным пенсионным договором числом лет.

 

2. термин «Виды пенсионных схем».

 

ФЗ «О НПФ» определяет пенсионную схему как «совокупность условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий». В то же время в тексте закона присутствует термин «виды пенсионных схем». Он упоминается 2 раза; в первый раз – в статье 9, части 1 («Правила фонда должны содержать: перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание <…>»); во второй раз – в статье 12, части 1 («Пенсионный договор должен содержать: <…> вид пенсионной схемы; <…>»).

Кроме того, пункт 7 Постановления Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» устанавливает: «Перечень видов применяемых фондом пенсионных схем и их описание указываются в пенсионных правилах фонда».

Однако определения, что такое вид пенсионной схемы нет нигде – ни в законе, ни в подзаконных актах, что осложняет работу фондов.

На практике видом пенсионной схемы считается её наименование, указываемое в пенсионных правилах фонда. С одной стороны, это означает, что общее число таких видов всегда будет равно количеству всех пенсионных схем, применяемых всеми лицензированными фондами. Ответ же на вопрос: «Какие виды пенсионных схем применяет ваш фонд?» будет простым перечислением их наименований. С другой стороны, неясно, из каких элементов должно состоять наименование. Например, достаточно ли указать, что схема «пожизненная» и этим ограничиться? Очевидно, что недостаточно. Но совсем неочевидно, что должно быть достаточным.

Поэтому контролирующий орган при регистрации пенсионной схемы всегда может предъявить претензии к её наименованию, которые фонд не сможет парировать весомыми аргументами, т.к. правил на этот счёт не существует.

Этот недостаток желательно преодолеть, однозначно определив термин «виды пенсионных схем».

В этих целях рассмотрим наименование любой из применяемых пенсионных схем, одобренное Инспекцией НПФ, например такое: «С установленными размерами взносов. Пожизненная. С солидарной ответственностью».

Внимательно присмотревшись, мы заметим, что каждая из трёх частей наименования отражает вполне конкретную характеристику схемы по одному из классификационных признаков, достаточных для её однозначного понимания. При этом число таких признаков, в отличие от наименований пенсионных схем, весьма невелико. Например, кроме схем с установленными размерами взносов, есть ещё только схемы с установленными выплатами. Это классификация пенсионных схем только по признаку условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и порядок выплат негосударственной пенсии.

Соответственно, кроме пожизненных схем есть ещё только схемы с выплатами в течение оговорённого ряда лет. Это характеристика пенсионной схемы по признаку наличия или отсутствия персонификации размера пенсионного взноса.

Наконец, кроме схем с солидарной ответственностью, существуют ещё только именные пенсионные схемы. Можно предположить, что они различаются по признаку персонификации размера пенсионного взноса.

Иначе говоря, вопрос сводится к проблеме простой (не «занаученной») классификации пенсионных схем, которой смогли бы легко пользоваться как фонды, так и Инспекция НПФ для полного и внятного обозначения конкретной пенсионной схемы.

В качестве начального уровня классификации могут использоваться перечисленные выше три группы признаков:

·         порядок формирования пенсионных накоплений и порядок выплат негосударственной пенсии;

·         продолжительность периода выплат негосударственной пенсии;

·         наличие персонификации размера пенсионного взноса.

Эти группы признаков охватывают все применяющиеся разновидности пенсионных схем.

Классификация, отвечающая описанному подходу, представлена ниже.

 

ПЕНСИОННЫЕ СХЕМЫ

По порядку формирования пенсионных накоплений и порядку выплат негосударственных пенсий

По продолжительности периода выплат негосударственной пенсии

По наличию персонификации размера пенсионного взноса

С  УСТАНОВ-ЛЕННЫМИ РАЗМЕРАМИ ВЗНОСОВ

С  УСТАНОВ-ЛЕННЫМИ РАЗМЕРАМИ ВЫПЛАТ

СРОЧНЫЕ

ПОЖИЗ-НЕННЫЕ

ИМЕННЫЕ

СОЛИДАРНЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В связи со сложностью внесения изменений в закон и подзаконные акты, можно особым образом провести прямую параллель между понятиями «вид» и «наименование» пенсионной схемы. Для этого достаточно установить, что вид пенсионной схемы должен отражаться в её наименовании. Одновременно будет выполнен пункт 3 Постановления Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения», который звучит следующим образом: «Наименования пенсионных схем фондов должны отражать основные отличительные особенности этих схем».

В целях разграничения терминов можно также установить следующий порядок: понятие «вид» пенсионной схемы характеризует её по всем признакам, которые установлены соответствующим нормативным актом, а характеристика схемы по любому одному из этих признаков именуется «разновидностью» пенсионной схемы.

Тогда можно сформулировать следующие два основных определения:

вид пенсионной схемы – комплексная характеристика пенсионной схемы по всем установленным классификационным признакам, отражаемая в её наименовании;

разновидность пенсионной схемыхарактеристика пенсионной схемы по одному из установленных классификационных признаков.

При этом термин «пенсионная схема», присутствующий в ФЗ «О НПФ» совокупность условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий»), будет обозначать пенсионную схему определённого вида, для которой полностью разработано её описание, т.е. конкретные и индивидуальные для данного фонда условия негосударственного пенсионного обеспечения.

Теперь необходимо дать определение термину «классификационный признак», попутно указав, сколько таких признаков существует и что они собой представляют:

классификационные признаки пенсионной схемыхарактеристика пенсионной схемы в зависимости: от порядка формирования пенсионных накоплений и порядка выплат негосударственной пенсии; от продолжительности периода выплат негосударственной пенсии; от наличия персонификации размера пенсионного взноса.

Далее следует установить, какие разновидности пенсионных схем объединяет каждый из классификационных признаков и дать сущностное определение каждой из разновидностей пенсионных схем. В результате мы получаем следующую совокупность определений:

порядок формирования пенсионных накоплений и порядок выплат негосударственной пенсии – классификационный признак, в зависимости от которого различают две разновидности пенсионных схем: с установленными размерами взносов и с установленными размерами выплат;

пенсионная схема с установленными размерами взносов   разновидность пенсионной схемы, при использовании которой пенсионным договором устанавливается порядок формирования пенсионных накоплений вкладчиком, а порядок выплат негосударственной пенсии участнику определяется в момент её назначения;

пенсионная схема с установленными размерами выплат – разновидность пенсионной схемы, при использовании которой пенсионным договором устанавливается порядок выплаты негосударственной пенсии участнику, в соответствии с которым оговаривается порядок формирования пенсионных накоплений вкладчиком;

продолжительность периода выплат негосударственной пенсии классификационный признак, в зависимости от которого различают две разновидности пенсионных схем: срочные и пожизненные;

пенсионная схема срочная – разновидность пенсионной схемы, при использовании которой период выплат негосударственной пенсии ограничен числом лет, установленным пенсионным договором;

пенсионная схема пожизненная разновидность пенсионной схемы, при использовании которой период выплат негосударственной пенсии в соответствии с условиями пенсионного договора продолжается до конца жизни участника;

наличие персонификации размера пенсионного взноса  классификационный признак, в зависимости от которого различают две разновидности пенсионных схем: именные и солидарные;

пенсионная схема именная –  разновидность пенсионной схемы, условия которой требуют персонификации вкладчиком размера пенсионного взноса в пользу конкретного участника;

пенсионная схема солидарная  разновидность пенсионной схемы, условия которой не предусматривают персонификации вкладчиком размера пенсионного взноса в пользу конкретного участника.

Часть терминов, используемых в перечисленных определениях, либо содержится в ФЗ «О НПФ», либо определена в иных разделах. Термины «солидарный» и «именной» пенсионные счета будут определены в другом разделе. Остались не определёнными термины «порядок формирования пенсионных накоплений» и «порядок выплат негосударственной пенсии»:

порядок формирования пенсионных накопленийразмер и периодичность внесения пенсионных взносов в фонд, установленные выбранной пенсионной схемой и пенсионным договором;

порядок выплат (получения) негосударственной пенсииразмер, периодичность и продолжительность выплат негосударственной пенсии, установленные конкретному  участнику.

Цепочка терминов, возникающих в связи с определением «порядок выплат (получения) негосударственной пенсии», будет описана в подразделе 4.2. Термин же «порядок формирования пенсионных накоплений» является составным, что вызывает необходимость ещё одного определения:

формирование пенсионных накоплений – учёт нарастающим итогом  пенсионных взносов на пенсионном счёте.

С определениями пенсионных схем тесно связаны и некоторые технологические термины, которые также должны быть определены во избежание разночтений в их понимании, например:

изменение пенсионной схемы – изменение условий пенсионного договора, заключающееся в замене ранее выбранной пенсионной схемы на другую из числа предлагаемых правилами фонда;

заявление об изменении пенсионной схемы – письменное обращение вкладчика (участника) в фонд с требованием об изменении пенсионной схемы в соответствии с правилами фонда.

Классификацию пенсионных схем и соответствующую ей совокупность определений терминов, разработанную выше, целесообразно закрепить в нормативном порядке. Фрагмент нормативного акта Инспекции НПФ, устанавливающий «правила игры» на рассматриваемом поле, мог бы выглядеть примерно следующим образом.

«Вид пенсионной схемы – комплексная характеристика пенсионной схемы по установленным классификационным признакам, отражаемая в её наименовании.

Пенсионные схемы классифицируются по следующим признакам:

1)       порядок формирования пенсионных накоплений и порядок выплат негосударственной пенсии;

2)       продолжительность периода выплат негосударственной пенсии;

3)       наличие персонификации размера пенсионного взноса.

По порядку формирования пенсионных накоплений и порядку выплат негосударственной пенсии, допускаются следующие разновидности пенсионных схем:

с установленными размерами взносов (пенсионным договором устанавливается порядок формирования пенсионных накоплений вкладчиком, а порядок выплат негосударственной пенсии участнику определяется в момент её назначения);

с установленными размерами выплат (пенсионным договором устанавливается порядок выплаты негосударственной пенсии участнику, в соответствии с которым оговаривается порядок формирования пенсионных накоплений вкладчиком).

По продолжительности периода выплат негосударственной пенсии допускаются следующие разновидности пенсионных схем:

срочные (период выплат негосударственной пенсии ограничен числом лет, установленным пенсионным договором);

пожизненные (период выплат негосударственной пенсии в соответствии с условиями пенсионного договора продолжается до конца жизни участника).

По наличию персонификации размера пенсионного взноса допускаются следующие разновидности пенсионных схем:

именные (условия пенсионной схемы требуют персонификации вкладчиком размера пенсионного взноса в пользу конкретного участника);

солидарные (условия пенсионной схемы не предусматривают персонификации вкладчиком размера пенсионного взноса в пользу конкретного участника).

Под порядком формирования пенсионных накоплений понимаются размер и периодичность внесения пенсионных взносов в фонд вкладчиком, установленные выбранной пенсионной схемой и пенсионным договором

Под порядком выплат негосударственной пенсии понимаются размер, периодичность и продолжительность выплат негосударственной пенсии, установленные конкретному участнику».

Если описанный выше порядок будет установлен, то пенсионные фонды будут чётко знать, как им именовать свои пенсионные схемы, используя перечисленные имена их разновидностей в любом нужном сочетании. В свою очередь, Инспекция НПФ будет вправе требовать от фонда унифицированных наименований пенсионных схем по установленным классификационным признакам.

 

3. термины, связанные с пенсионными счетами

 

Одним из самых неурегулированных законодательством и нормативными правовыми актами является вопрос об определениях пенсионных счетов. В настоящее время фонды применяют две разновидности пенсионных счетов – именные и солидарные. Упоминание о них есть в ФЗ «О НПФ» (например, в статье 2 в определении пенсионного счета), но без развёрнутого определения. Поэтому невозможно твёрдо установить, в чём состоит сущностное различие между ними. Это является причиной всякого рода неувязок и конфликтов, в частности с налоговыми органами. Например, известная ситуация с налогообложением средств, поступающих на солидарные пенсионные счета, во многом возникла вследствие отсутствия нормативного определения такого счёта.

Прежде чем приступать к собственно определению счетов, необходимо выявить, по какому основному признаку они различаются, иначе будет невозможно их толковать. Для этого введём понятие «тип пенсионного счёта»:

тип пенсионного счёта – характеристика пенсионного счёта по признаку числа участников, в пользу которых он ведется. Различают именные и солидарные пенсионные счета.

Теперь можно дать определения двух типов пенсионных счетов:

пенсионный счёт именной тип пенсионного счёта, на котором учет пенсионных накоплений, распределённого дохода и выплат негосударственной пенсии ведется по одному участнику;

пенсионный счёт солидарный тип пенсионного счёта, на котором в накопительный период учет пенсионных накоплений и распределённого дохода ведется по группе участников.

Далее должна последовать характеристика терминов, входящих в указанные определения. Термин «пенсионные накопления» законом определён. Для завершения цепочки приведём остальные:

распределённый доход – часть полученного фондом дохода от размещения пенсионных резервов, учтённая на пенсионном счёте;

выплата негосударственной пенсии – операция снятия с расчётного счёта фонда суммы негосударственной пенсии и перечисления (выдачи) её участнику.

С определёнными выше терминами тесно связана терминология, включающая различные операции со счетами:

порядок ведения пенсионного счёта – содержание и последовательность процедур открытия, ведения, и закрытия пенсионного счёта, устанавливаемых правилами фонда.

Данный термин употребляется в Постановлении Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» в формулировке «порядок ведения именных и солидарных пенсионных счетов. Следующие термины:

 

открытие пенсионного счёта – начало учётных операций на пенсионном счёте при поступлении первого пенсионного взноса вкладчика;

извещение (свидетельство) об открытии пенсионного счета – письменное уведомление о начале учётных операций на пенсионном счёте, выдаваемое (направляемое) фондом вкладчику (участнику);

ведение пенсионного счёта – учет пенсионных взносов, распределённого дохода, выплат негосударственной пенсии и выкупной суммы, перевода пенсионных накоплений или их части на другой пенсионный счёт

закрытие пенсионного счёта – прекращение учётных операций на пенсионном счёте;

перевод пенсионных накоплений – операция снятия пенсионных накоплений или их части с одного пенсионного счёта и зачислению их на другой пенсионный счёт, открытый в том же фонде.

Необходимо отличать данное понятие от понятия «перевод выкупной суммы», который, по трактовке ФЗ «О НПФ», осуществляется при переходе вкладчика или участника в иной фонд (данный термин упоминается 5 раз; впервые – в ст.8, ч.2.):

перевод выкупной суммы – операция перечисления выкупной суммы на расчетный счёт другого фонда, осуществляемая при переходе в него вкладчика (участника);

извещение о состоянии пенсионного счета (выписка с пенсионного счёта) – документ, направляемый фондом вкладчику (участнику), и содержащий информацию о состоянии пенсионного счёта;

список участников солидарного пенсионного счёта – представляемый вкладчиком документ, определяющий состав группы участников, в пользу которых вносятся пенсионные взносы.

 

 

4. термины, связанные с взносами и выплатами

 

4.1. Термин «порядок внесения пенсионных взносов»

 

ФЗ «О НПФ» данный термин упоминается 2 раза: – в  ст. 9, ч.1, 4-й абз.: «Правила фонда должны содержать: <…> положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов в фонд»; и в ст.12, ч.1, 5-й абз.: «Пенсионный договор должен содержать: <…> положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов».

Пункт 4 Постановления Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» устанавливает: «Применяемые фондами пенсионные схемы должны определять: а) порядок внесения пенсионных взносов вкладчиками фонда, их размеры, периодичность и продолжительность внесения; <…>».

При изучении норм закона и сопоставлении их с требованиями постановления возникают вопросы. Например, если размеры, периодичность и продолжительность внесения взносов указаны в пенсионной схеме, то что же такое порядок их внесения? Можно предположить, что это либо чисто документарный способ оформления приёма взносов фондом, либо дозволяемый правилами способ получения взносов (через кассу фонда, банковским переводом и т.д.), либо что-то иное. В любом случае ясность отсутствует, что создаёт предпосылки для вольной трактовки требований как фондами, так и Инспекцией НПФ.

Представляется, что собственно размеры, периодичность и продолжительность внесения пенсионных взносов и составляют в целом порядок внесения. Тогда определение термина может выглядеть следующим образом:

порядок внесения пенсионных взносовразмер, периодичность и продолжительность внесения пенсионных взносов в фонд, установленные пенсионной схемой и пенсионным договором.

Составляющими определения в данном случае являются «размер», «периодичность» и «продолжительность» внесения взносов. Прочие термины – «пенсионная схема», «пенсионный договор» и «пенсионный взнос» – уже определены в ФЗ «О НПФ». Если термин «размер» практически не  оставляет возможности разночтения (хотя, строго говоря, тоже должен быть определён), то прочие составляющие нуждаются в определении во избежание их различной трактовки фондами, а также в целях одинакового понимания сути технологических процедур. В результате мы получаем следующие два термина:

периодичность внесения пенсионных взносов – частота внесения пенсионных взносов вкладчиком в течение одного календарного года;

продолжительность внесения пенсионных взносов – интервал времени между моментами внесения вкладчиком первого и последнего пенсионных взносов в фонд.

Определение термина «пенсионный взнос» имеется в ФЗ «О НПФ». Таким образом, мы получили законченную совокупность определений, каждое из которых состоит из однозначно понимаемых терминов.

В то же время, необходимо дополнить полученную совокупность ещё двумя определениями.

В практике  деятельности НПФ существует разновидность пенсионного взноса, к которой  неприменимы характеристики «продолжительность» и «периодичность» – это т.н. единовременный взнос.  Поэтому следует дать определение данному термину, отражающее специфику данного взноса:

единовременный пенсионный взнос – однократное внесение пенсионного взноса, размер которого полностью обеспечивает накопление пенсионной суммы, необходимой для выплаты негосударственной пенсии.

Выше упоминалось, что термин «порядок внесения пенсионного взноса» можно было толковать как способ внесения взноса. Поскольку после определения порядка внесения места для такого толкования не остаётся, следует отдельно определить, что такое способ:

способ внесения пенсионного взноса – конкретный вариант внесения пенсионного взноса, предусмотренный пенсионным договором (например, перечислением через банк, почтовым переводом, в наличной форме через кассу фонда).

Осталось только определить, что такое условия внесения пенсионных взносов, упоминаемые в ФЗ «О НПФ»:

условия внесения пенсионных взносов – комплекс условий, наступление которых создаёт для вкладчика обязанность внесения пенсионных взносов в фонд, а для фонда – обязанность их принимать. Включает  надлежащим образом заключённый пенсионный договор, в котором указаны пенсионная схема и порядок внесения пенсионных взносов в пользу участника (участников).

Данное определение содержит только один нерасшифрованный термин – «вид пенсионной схемы». Он был определён в другом разделе.

Процедуру  толкования терминов «по цепочке», аналогичную проделанной выше, необходимо провести не только с терминами, касающимися взносов, но также и с терминами, касающимися различных выплат, производимых фондом. Эти термины также не определены, хотя и содержатся в ФЗ «О НПФ» и в Постановлении Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения».

 

4.2. Термин «порядок выплат негосударственной пенсии»

 

Данный термин является исходным в цепочке и должен быть определён как базовый:

порядок выплат негосударственной пенсии – размер, периодичность и продолжительность выплат негосударственной пенсии, установленные конкретному участнику.

Прежде всего, необходимо дать определения терминам «периодичность» и «продолжительность» выплат негосударственной пенсии (термин «размер» негосударственной пенсии понятен и определения не требует):

периодичность выплат негосударственной пенсии – частота выплат негосударственной пенсии участнику в течение одного календарного года;

продолжительность выплат негосударственной пенсии – интервал времени между моментами первой и последней выплат негосударственной пенсии участнику.

Порядок выплат негосударственной пенсии, в зависимости от ситуации и (или) технологии конкретного фонда, может устанавливаться либо непосредственно пенсионной схемой, либо распорядительным письмом вкладчика, либо заявлением о назначении пенсии участника. В связи с этим получаем следующую группу терминов:

распорядительное письмо – письменное распоряжение вкладчика солидарного пенсионного счёта, определяющее порядок выплат негосударственной пенсии конкретному участнику (участникам), на основании которого фонд приступает к назначению и выплатам негосударственной пенсии;

заявление о назначении пенсии – письменное обращение участника в фонд, на основании которого фонд приступает к назначению и выплате ему негосударственной пенсии.

Перечисленные определения содержат термины, подлежащие конкретизации: «солидарный пенсионный счёт»; «назначение негосударственной пенсии»; «выплата негосударственной пенсии». При этом первый из терминов здесь не приводится, поскольку относится к другой цепочке, которая должна содержать определения, связанные с пенсионными счетами (рассмотрена в разделе 3). Определим прочие два термина:

назначение негосударственной пенсии – процедура установления порядка выплат негосударственной пенсии фондом в соответствии с пенсионным договором, распорядительным письмом и (или) заявлением о назначении пенсии. Оформляется официальным документом фонда;

выплата негосударственной пенсии – операция снятия с расчётного счёта фонда суммы негосударственной пенсии и перечисления (выдачи) её участнику.

В приведённых определениях использован ранее не встречавшийся термин «пенсионная сумма». Ему следует дать определение:

пенсионная сумма – сумма пенсионных взносов и распределённого дохода, учтенных на пенсионном счете, за вычетом сумм произведенных выплат негосударственной пенсии  участнику (участникам), или сумм, переведённых на другие пенсионные счета.

Остался один не определённый термин – «распределённый доход»:

распределённый доход – часть полученного фондом дохода от размещения пенсионных резервов, учтённая на пенсионном счёте.

Последние два термина имеют особое значение в связи с тем, что ФЗ «О НПФ» определяет термин «пенсионные накопления» как сумму только пенсионных взносов. Понятия же, связанные с учитываемой на пенсионных счетах частью дохода от размещения пенсионных резервов и всей суммой средств, учитываемой на пенсионном счёте, сейчас терминологически не определены.

Таким образом, цепочка взаимосвязанных терминов и их определений предстала в законченном виде.

Для завершения охвата терминологией всех понятий, связанных с выплатами негосударственной пенсии, следует дать определение ещё трём терминам, которые не вытекают прямо из полученной цепочки определений, но находятся в тесной связи с ними. Первый термин необходим по аналогии с термином «способ внесения пенсионного взноса», а второй упоминается в ФЗ «О НПФ», но не определён:

способ выплаты негосударственной пенсии – конкретный вариант выплаты негосударственной пенсии, предусмотренный пенсионным договором (например, перечислением через банк, почтовым переводом, в наличной форме через кассу фонда);

условия выплаты негосударственной пенсии – комплекс условий пенсионного договора, наступление которых даёт фонду право приступить к назначению и выплате негосударственной пенсии участнику. Включает  документально подтверждённое наступление у участника пенсионного основания, наличие на пенсионном счёте пенсионных накоплений, достаточных для выплаты негосударственной пенсии минимального размера, представление в фонд распорядительного письма и (или) заявления о назначении пенсии, содержащих все необходимые фонду данные;

извещение (свидетельство) о назначении пенсии – документ, уведомляющий участника о начале и  порядке выплат негосударственной пенсии, и подтверждающий права участника на получение негосударственной пенсии.

 

4.3. Термин «выплата выкупной суммы»

 

Данный термин содержится в ФЗ «О НПФ» в двух местах – в определении независимого актуария (ст. 3) и в перечне прав участника (ст. 13, ч.3), но не определён ни в законе, ни в подзаконных актах. Предлагается следующее определение:

выплата выкупной суммы – операция снятия с расчётного счёта фонда выкупной суммы и  перечисления (выдачи) её вкладчику (участнику).

В ФЗ «О НПФ», кроме выплаты выкупной сумм как последствия расторжения пенсионного договора, содержится ещё и термин «перевод» выкупной суммы, связанный с переходом вкладчика (участника) в другой фонд. Его также необходимо определить:

перевод выкупной суммы – операция перечисления выкупной суммы на расчетный счёт другого фонда, осуществляемая при переходе в него вкладчика (участника).

Все составляющие приведённых определений уже расшифрованы в ФЗ «О НПФ». Вместе с тем, следует определить ещё один взаимосвязанный термин, который необходим по аналогии с термином «способ выплаты негосударственной пенсии»:

способ выплаты выкупной суммы – конкретный вариант выплаты выкупной суммы, предусмотренный пенсионным договором или заявлением о его расторжении (например, перечислением через банк, почтовым переводом, в наличной форме через кассу фонда).

 

5. термины, определяющие периоды действия
пенсионного договора

 

В технологии деятельности НПФ присутствует ряд важных понятий, определяющих правовое положение фонда, вкладчика и участника в различные периоды действия пенсионного договора. В основном данные понятия определяют состав обязательств фонда перед вкладчиками и участниками. Отсутствие их однозначных определений создаёт условия правовой неопределённости, что может повлечь за собой негативные последствия для фонда. К таким понятиям, например,  относятся:

накопительный период – интервал времени между моментом учёта первого пенсионного взноса на пенсионном счёте вкладчика и моментом назначения негосударственной пенсии участнику;

пенсионный период (период выплат негосударственной пенсии) – интервал времени между моментом назначения негосударственной пенсии участнику и моментом полного выполнения условий пенсионного договора, либо моментом его расторжения;

момент назначения негосударственной пенсиидата оформления фондом официального документа о назначении негосударственной пенсии участнику, определяющего её размер, периодичность и продолжительность выплат, дату их начала и реквизиты участника.

 

6. термин «Аккумулирование пенсионных взносов».

 

В Федеральном законе «О НПФ» данный термин упоминается 2 раза; в первый раз – в одном из основополагающих определений закона: «Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда» (статья 2, абзац 2). Второй раз – в определении независимого актуария (статья 3, последний абзац).

Поскольку деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, в соответствии с законом, должна подвергаться государственному регулированию и контролю (ФЗ «О НПФ», статья 34, первый абзац), необходимо иметь чёткое представление, что именно из составляющих технологии деятельности пенсионного фонда должно регулироваться и контролироваться – в противном случае появляется поле неопределённости, не способствующее установлению чётких «правил игры» на пенсионном рынке.

Термин «аккумулирование пенсионных взносов» кажется понятным лишь на первый взгляд. Но если задаться вопросом, в чём это именно выражается, и за чем именно (за какими элементами технологии фонда) в этой части должна осуществлять контроль Инспекция НПФ, то ясность теряется. Поэтому в интересах фондов однозначно определить указанный термин, дабы предотвратить возможность излишнего «зарегулирования» их работы и вероятность чрезмерного контроля со стороны Инспекции НПФ.

 Для этого следует перевести неудачно использованный законом иностранный термин на язык понятных технологических процедур, реально осуществляемых пенсионными фондами. Термин аккумулирование (от латинского accumulatio) означает «накопление», «сбор» («Словарь иностранных слов»). Процесс накопления для пенсионного фонда выражается в последовательном приёме, учёте и суммировании пенсионных взносов на пенсионных счетах. Сумма пенсионных взносов, в соответствии с законом, представляет собой пенсионные накопления. Пенсионные накопления являются частью пенсионных резервов фонда. Поэтому нужное определение может выглядеть так:

аккумулирование пенсионных взносов – приём пенсионных взносов и их учёт нарастающим итогом на всех пенсионных счетах, открытых вкладчиками в фонде

Все составляющие данного определения присутствуют в ФЗ «О НПФ» и не требуют дальнейшего развития.

Тогда становится понятным состав функций контроля со стороны Инспекции за процессом аккумулирования пенсионных взносов: ведётся ли фондом учёт каждого поступившего от вкладчика пенсионного взноса, может ли фонд оперативно предоставить информацию о поступивших взносах за год или за весь период накопления, осуществляется ли учёт пенсионных накоплений на каждом открытом пенсионном счёте в соответствии с установленным порядком (если он установлен); учитывает ли фонд пенсионные накопления как часть своих пенсионных резервов и в правильном ли порядке (если порядок определён) и т.д.

 

 

© Copyright: А.А. Берг, А.В. Ревцов, 2002 г.

 

12.08.2002

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.